Спрос на энергоресурсы в Китае будет стремительно расти.
Фото Reuters
На протяжении ближайших десятилетий Россия останется «краеугольным камнем мировой энергетической системы». Такой вывод содержится в ежегодном докладе авторитетного Международного энергетического агентства (МЭА). По прогнозам экспертов, в ближайшем будущем цены на нефть могут вырасти до 150 долл. за баррель, а США уступят звание крупнейшего нефтяного импортера сначала Европейскому союзу (ЕС), а затем Китаю.
Евросоюз обгонит США по импорту нефти к 2015 году, а затем уступит лидерство Китаю в 2020 году. Об этом в докладе World Energy Outlook 2011 сообщает МЭА – автономный международный орган в структуре Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Как ожидается, в ближайшие годы импорт нефти в США значительно упадет в связи с новыми стандартами энергоэффективности для легковых и грузовых автомобилей, а также ростом внутреннего производства нефти и природного газа.
«Растущий спрос в транспортном секторе и увеличивающиеся расходы на освоение месторождений и добычу сырья подтверждают конец эры дешевой нефти», – утверждают авторы документа. По их прогнозам, к 2035 году баррель сырой нефти будет стоить 120 долл. по курсу 2010 года. Более того, уменьшение на треть инвестиций в освоение месторождений и добычу сырья на Ближнем Востоке и в Северной Африке к 2015 году взвинтит цену на нефть до 150 долл. за баррель.
Временно ослабшее напряжение на рынках аналитики объясняют замедлением экономического роста и ожидаемым возвращением ливийской нефти. Вместе с тем долгосрочные тенденции определяет высокий спрос на энергоресурсы в Китае и Индии, а также Индонезии, Бразилии, странах Ближнего Востока. Так, в 2035 году энергопотребление Китая почти на 70% превысит показатели США. При этом «весь чистый рост спроса на нефть происходит в транспортном секторе стран с быстро развивающейся экономикой».
В докладе отмечается, что самое большое увеличение нефтедобычи произойдет в Ираке, Саудовской Аравии, Бразилии, Казахстане и Канаде. Ближний Восток и Северная Африка обеспечат более 90% мирового роста нефтедобычи.
Переходя к ситуации с природным газом, МЭА указывает, что «Россия останется крупнейшим производителем газа в 2035 году и станет основным источником роста мировых поставок; за ней последуют Китай, Катар, США и Австралия». Предрекая «золотую эру газа», документ достаточно оптимистично оценивает и «угольные» перспективы в глобальном спросе на энергоресурсы. Сейчас почти половину добываемого в мире угля потребляет Китай, в 2020-х годах крупнейшим импортером станет Индия, вытеснив США в качестве второго по величине потребителя угля в мире.
России в очередном обзоре МЭА уделено далеко не последнее место: эксперты назвали ее «краеугольным камнем мировой энергетической системы на протяжении ближайших десятилетий». Вместе с тем рассмотренные выше факторы, такие как высокий спрос и благоприятные цены на энергоресурсы, по мнению аналитиков, отнюдь не гарантируют России безоблачные перспективы, так как основные нефтяные и газовые месторождения в Западной Сибири истощаются и будущее – за более дорогостоящими месторождениями.
Международные эксперты не только говорят о неизбежности изменения географии добычи и освоении Восточной Сибири и Арктики. Они предлагают Москве в рамках модернизации экономики увеличить энергоэффективность каждого из ее секторов. Если довести этот показатель до уровней в сопоставимых странах ОЭСР, можно было бы сэкономить почти треть годового потребления первичных энергоресурсов, то есть объем, аналогичный годовому энергопотреблению Соединенного Королевства, считают они.
МЭА полагает, что в 2035 году в России будет добываться 9,7 млн. баррелей нефти в день, а добыча газа к этому сроку увеличится на 35%. При этом основная часть экспорта российских энергоресурсов будет по-прежнему приходиться на традиционные рынки в Европе, хотя доля азиатских рынков вырастет. Так, в 2035 году на Китай в общем объеме доходов России от экспорта ископаемых видов топлива будет приходится не 2%, как в 2010 году, а 20%, тогда как доля ЕС упадет с 61 до 48%.
По мнению руководителя Центра проблем энергетической безопасности Института США и Канады РАН Андрея Корнеева, утверждение о том, что доля европейских стран в российском энергоэкспорте сократится, достаточно сомнительно. «В рамках российской энергетической стратегии не предусматривается резких изменений в структуре экспорта. Она предполагает достаточно равномерное распределение экспортных поставок», – сказал собеседник «НГ».
«По мере роста и развития инфраструктуры будут увеличиваться российские поставки и в Китай, и в другие азиатские страны, – добавил эксперт. – Но не в таких масштабах и не за счет экспорта в европейские страны. Все российские долгосрочные вложения в инфраструктурные проекты, нацеленные на Европу, такие как «Северный поток» и «Южный поток», как раз и должны обеспечить баланс, иначе эти огромные средства не выделялись бы на строительство газопроводов».
Корнеев добавил, что во вторник свой прогноз также опубликовала Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК). По ее оценке, спрос на нефть к 2015 году должен возрасти с 86,8 до 92,9 млн. баррелей в сутки. Кроме того, прогноз ОПЕК на 2035 год составляет 133 долл. за баррель нефти (против 120 долл. по прогнозу МЭА). По данным МЭА, ежедневный спрос на нефть увеличится с 87 млн. баррелей нефти до 99 млн. баррелей в 2035 году, а по данным ОПЕК – до 110 млн. баррелей. По мнению эксперта, эти расхождения можно считать достаточно значительными.
«Все зарубежные прогнозы учитываются нашими аналитиками и рассматриваются в Министерстве энергетики достаточно подробно, – заключил он. – В любом случае Россия оставляет за собой право определять свою суверенную энергетическую политику исходя из собственных долгосрочных интересов. Так строятся, например, наши отношения с ОПЕК, где Россия участвует в качестве наблюдателя, учитывая те прогнозы и рекомендации, которые дают эксперты этой организации».