Иностранные специалисты, в том числе из бывшего СССР, способствовали значительному прогрессу военной ядерной программы Исламской Республики Иран (ИРИ). Об этом сообщают источники, знакомые с содержанием нового доклада МАГАТЭ. Причем успехи иранских физиков настолько значительны, что могут дать США и ЕС оправдание для введения в одностороннем порядке «травмирующих» санкций. Между тем Россия выразила обеспокоенность ростом напряженности в регионе Залива и напомнила о выдвинутом ею плане урегулирования кризиса.
В документах МАГАТЭ, о содержании которых узнали представители западных СМИ, в частности, идет речь об ученом из бывшего СССР, который помогал иранцам в течение ряда лет разрабатывать высокоточные детонаторы. Это один из ключевых компонентов ядерного взрывного устройства, поскольку без синхронного подрыва зарядов обычной взрывчатки невозможно инициировать цепную реакцию. Большую роль также сыграли эксперты из Пакистана и КНДР.
Ранее считалось, что в 2003 году под давлением международного сообщества власти ИРИ свернули военную программу. Как пишет Washington Post, новый доклад МАГАТЭ указывает на то, что Иран продолжал работы и после 2003 года.
По словам бывшего сотрудника МАГАТЭ Дэвида Олбрайта, после небольшой паузы иранцы возобновили исследования. Им удалось овладеть рядом ключевых технологий, которые позволяют изготовить и испытать заряд, пригодный для установки на баллистическую ракету дальнего радиуса действия. Олбрайт подчеркнул, что МАГАТЭ известно о выделении значительных сумм на исследования. При этом в целях сохранения секретности военные разработки велись под прикрытием гражданских проектов.
Впрочем, сейчас никто не говорит о том, что Иран стремится непременно сделать в кратчайшие сроки атомную бомбу, как, например, поступила Северная Корея. По мнению западного экспертного сообщества, ИРИ стремится вступить в клуб пороговых государств. Речь идет о накоплении потенциала, который позволит в случае негативного изменения международной обстановки в течение 6–12 месяцев создать собственное ядерное оружие. Как показал опыт КНДР, наличие собственной бомбы – это не только гарантия от иностранного военного вмешательства, но и аргумент в политическом торге с Западом.
Как уже писала «НГ» (см. номер от 07.11.11), публикация новых сведений об иранской ядерной программе уже привела к очередному витку напряженности в отношениях между ИРИ и Израилем, руководство которого дало понять, что рассматривает возможность нанесения превентивного удара по ядерным объектам Исламской Республики.
В связи с этим глава МИД РФ Сергей Лавров заявил вчера, что удар по Ирану был бы ошибкой, чреватой непредсказуемыми последствиями. Министр подчеркнул, что применение силы возможно только в двух случаях: когда на страну совершено нападение и когда существует соответствующее решение Совета Безопасности ООН. «Ни того, ни другого случая пока не просматривается и, надеюсь, не просмотрится», – сказал Лавров.
Он напомнил, что российская сторона уже больше года продвигает свои предложения по решению иранского ядерного вопроса, которые предполагают постепенную отмену санкций в обмен на всестороннее сотрудничество Ирана с МАГАТЭ и снятие озабоченностей международного сообщества.
Впрочем, военное решение вопроса пока остается предметом для дискуссий и даже политических спекуляций как в Израиле, так и в США. Газета «Гаарец» рассказывает, как ряд республиканских кандидатов в президенты, в том числе губернатор Техаса Рик Перри, ради привлечения избирателей-евреев заявили, что Америка должна поддержать Израиль в случае бомбардировки Ирана. Кроме того, угроза войны в Персидском заливе неизбежно подстегнет нефтяные цены, что в условиях зимы и экономических трудностей негативно скажется на рейтинге Барака Обамы, заработавшего себе ярлык «антиизраильского» президента.
Если о бомбардировках Ирану скорее всего пока беспокоиться рано, то введение новых, «травмирующих» санкций скоро может стать для него суровой реальностью. А мишенью для них, как ожидается, станет нефтегазовый сектор.
По мнению наблюдателей, говорить о пятом раунде санкций ООН вряд ли приходится, поскольку Россия и Китай, которые и раньше неохотно соглашались с усилением давления на Тегеран, теперь скорее всего воспользуются своим правом вето в Совете Безопасности.
Однако следует ожидать ужесточения односторонних санкций со стороны США и ЕС. Вашингтон неоднократно заявлял о необходимости ввести эмбарго на поставки в Иран бензина. Напомним, ИРИ импортирует до 40% потребляемого автомобильного топлива. Причем Вашингтон в состоянии принудить к соблюдению эмбарго не только американские, но и многие иностранные компании, которые так или иначе связаны с рынком США.