На парламентских выборах в Швейцарии избиратели поддержали молодые партии. Но правительство сформируют четыре традиционные политические силы, набравшие наибольшее число голосов. Среди них – ультраправая Швейцарская народная партия (ШНП), выступающая против наплыва в страну иммигрантов.
Вопреки ожиданиям, ШНП не только не удалось преодолеть заветную планку в 30% голосов избирателей, но и повторить предыдущий результат – 28,9%. Согласно обнародованным вчера окончательным результатам, народники получили 25,3% голосов. Впервые с 1987 года потеряв поддержку населения, лидеры ШНП пытались делать хорошую мину при плохой игре. «Мы не можем все время побеждать, побеждать и побеждать, уцепившись Богу за бороду, – оправдывался один из них, миллиардер Кристоф Блохер. – Наша цель была 30%, мы ее не достигли, это ясно. Но нужно всегда высоко задирать планку».
Тем не менее ШНП, избирательная кампания которой была построена на протестах против притока иммигрантов и антиевропейской риторике, остается ведущей политической силой. Ей достались 55 депутатских мандатов в Национальном совете (нижней палате парламента) – на семь меньше, чем в 2007 году.
Второй результат показала Социал-демократическая партия (СДПШ). Несмотря на то что она потеряла 1,9% голосов, число ее мандатов увеличилось на один – до 44. Комментируя результаты выборов, лидер социал-демократов Кристиан Левра заявил: «Мы поставили цель победить. Еще одно место заработали – тоже хорошо».
Радикально-демократическая партия (РДПШ) и Демократическо-христианская партия (ДХПШ) уменьшили свое представительство в парламенте – с 35 до 31 и с 31 до 28 мест соответственно. Председатель РДПШ Фульвио Пелли к потерям отнесся философски: «Мы потеряли места и проценты, как и предвещали опросы. И все же мы по-прежнему третья по величине партия в стране». Самыми же неудачными стали выборы для «зеленых», набравших всего 8% голосов.
Впрочем, так называемые зеленые пиджаки, предложившие объединить интересы бизнеса и борцов за чистоту окружающей среды, будут представлены в парламенте. Основанной в 2007 году Либеральной партии «зеленых» выборы принесли феноменальный успех – 5,5% голосов избирателей и 12 мандатов.
Наконец, совсем новая политическая сила – отколовшаяся от ШНП Гражданская демократическая партия (ГДП) – набрала 5% голосов и завоевала девять мест с нуля. ГДП занимает гораздо более умеренную позицию по отношению к иммигрантам по сравнению с народниками.
Обе молодые партии сфокусировали внимание на вопросах, беспокоивших швейцарцев в последнее время. Таких, например, как сильный франк и его влияние на экономику или место ядерной энергии в энергетическом балансе Швейцарии.
В отличие он них ШНП надеялась повторить успех инициированных ею недавних референдумов по запрету строительства минаретов и автоматической высылке иммигрантов, нарушивших швейцарские законы. Число иностранцев, проживающих на территории Альпийской Конфедерации, – 22,3% – цифра рекордная для Европы. По доле мусульман в почти восьмимиллионном населении Швейцария уступает только Бельгии. Там их 400 тыс. – в основном выходцев из Албании, бывшей Югославии и Турции. Почти 58% проголосовавших сказали минаретам «нет». Агитация была незамысловатая: народники развесили плакаты, на которых швейцарский флаг с белым крестом попирают черные минареты.
В следующей антииммигрантской кампании ШНП приезжие были изображены в виде крыс, поедающих швейцарский сыр. А весной, когда в Европу хлынул поток беженцев из Северной Африки, народники заявили, что Швейцария слишком поторопилась с вступлением в Шенгенскую зону, и пообещали исправить «этот неверный шаг». К избирательной кампании они «украсили» страну постерами, на которых видны ноги толпы в черных брюках и ботинках, идущей по швейцарскому флагу.
«Революционных перемен выборы в Швейцарии не принесли, – считает руководитель Центра партийно-политических исследований Института Европы РАН д.и.н. Владимир Швейцер. – Хотя все партии правящей коалиции и понесли определенные потери, но сохранили преимущество в нижней палате парламента. Вот если бы «зеленые» выступили единым фронтом, то они бы составили конкуренцию старым партиям. В сложившейся ситуации возможно лишь перераспределение портфелей министров. А успешно выступившие молодые партии уйдут в оппозицию».