Перестрелки в Сирте носят ожесточенный характер.
Фото Reuters
На фоне заявлений о том, что повстанческие отряды контролируют уже до 90% Сирта, родного города Муаммара Каддафи, из Ливии поступают сообщения, что бывший лидер страны скрывается в пустыне в районе границы с Нигером и Алжиром. Тем временем, чтобы пресечь слухи о коррупции и казнокрадстве, Переходный национальный совет (ПНС) Ливии вчера обнародовал документы о том, кто финансирует военную операцию в стране. Выяснилось, что отряды революционеров воюют за счет иностранных государств, богатых ливийцев и общественных организаций, помогающих деньгами и оружием.
Представители племен туарегов в ПНС отвергли обвинения в том, что они укрывают Каддафи на своей территории. По их словам, неуловимый диктатор прячется на юго-западе страны, чтобы иметь возможность в любой момент бежать в дружественный Нигер или в Алжир, где уже получили убежище члены его семьи.
Впрочем, чем ближе окончательная победа революционеров, тем чаще речь идет не о событиях на поле боя, а о внутренних разногласиях между новыми хозяевами страны. Как выяснила Wall Street Journal, отряды повстанцев, многие из которых до сих пор не подчиняются ПНС, финансируются в основном из других источников. Это и иностранные государства, такие как Катар, и состоятельные ливийцы, и общественные организации, выступающие против Каддафи. Их вклад в дело ливийской революции исчисляется уже сотнями миллионов долларов, на которые покупались оружие, техника, униформа и прочее военное имущество. «Подсчету поддается лишь малая толика этих военных расходов», – резюмировал представитель ПНС.
При этом бюджет ПНС тратился главным образом на зарплаты госслужащим на подконтрольных повстанцам территориях (80%), на жалованье регулярным войскам, перешедшим на сторону нового правительства (10%), и другие административные нужды. С марта по конец сентября на эти цели было потрачено 1,2 млрд. ливийских динаров (975 млн. долл.). Все, чем новое правительство помогало военным, это поставки продовольствия и медикаментов на линию фронта, а также поддержка семей убитых повстанцев.
По документам, единственное подразделение, которое финансировалось ПНС - созданная в июле в восточной Ливии группа «Сурая аль-Фувар». Ей было выделено 565 млн. долл. В отчетах нет ни слова о такой серьезной силе, как Военный совет Триполи под командованием Абдель Хаким Бельхаджа. Именно он сейчас пытается занять место сил ПНС в столице страны.
На этом фоне вызывает серьезную озабоченность противостояние между перешедшими на сторону нового правительства частями регулярной армии и временными военными формированиями, костяк которых составили исламисты. Кульминацией этой борьбы стало убийство при невыясненных обстоятельствах командующего повстанческими войсками, бывшего министра безопасности режима Абдель Фаттаха Юниса.
Публикация финансовых документов ПНС продиктована желанием развеять обвинения в коррупции. Дело в том, что командиры финансово независимых вооруженных подразделений используют ссылки на коррупцию как оправдание неподчинению официальной власти. Между тем в начале октября на конференции «друзей» Ливии принято решение разморозить 15 млрд. долл. со счетов компаний Каддафи. Это, возможно, поспособствует установлению дисциплины в рядах революционеров.