Партия Дональда Туска одержала убедительную победу на парламентских выборах в Польше.
Фото Reuters
Едва стали известны результаты эксит-поллов, премьер-министр Польши Дональд Туск объявил о победе на парламентских выборах своей партии «Гражданская платформа» (ГП). Его главный соперник и предшественник на посту председателя правительства Ярослав Качиньский признал поражение возглавляемого им партийного блока «Закон и справедливость» (ЗиС). Аналитики позитивно оценивают итоги голосования, рассматривая их как знак политической зрелости Польши. В то же время эксперт «НГ» считает, что для российско-польских отношений эти выборы ничего принципиально нового не принесут.
Второй раз польский избиратель предоставил возможность сформировать правительство Дональду Туску. За его либеральную партию «Гражданская платформа» отдано 38,9% голосов. Отрыв ГП от ближайшего конкурента – консервативно-националистического блока «Закон и справедливость» – превзошел все прогнозы и составил около 9%, несмотря на низкий показатель явки – менее 49% (считается, что электорат ЗиС более дисциплинирован). Результаты выборов прокомментировал также представляющий ГП президент Польши Бронислав Коморовский: «Логика говорит о том, что премьером останется Дональд Туск». Иными словами, впервые за всю посткоммунистическую историю Польши одна и та же партия выиграла две парламентские гонки подряд.
Советник ректора МГИМО, член российско-польской Группы по сложным вопросам Артем Мальгин оценил выборы как достаточно спокойные. Итоговый расклад в целом повторяет тот, что существовал до выборов, указал он. Подтвердила свое преимущество «Гражданская платформа». С другой стороны, партия ЗиС, которую, на взгляд эксперта, не надо демонизировать, показала свое устойчивое положение в электорате. Традиционно получила свои голоса Польская крестьянская партия (8,36% голосов), которая, очевидно, станет основой для коалиции с ГП.
Такого исхода с напряжением ждали в Евросоюзе. Возвращение Качиньского на премьерский пост было бы чревато серьезным ухудшением отношений Польши и ЕС. По словам Мальгина, правящая коалиция на европейском направлении проявила себя как вполне ответственный партнер и председатель ЕС.
Вместе с тем нельзя не сказать, что колорит польского парламента не изменился. В число законодателей, похоже, удалось пробиться отколовшейся от ГП партии «Движение Паликота», названной в честь своего лидера, Януша Паликота, некогда владевшего солидным бизнесом по производству спиртных напитков. Она получила 10% голосов, заняв, таким образом, третье место. Для известной своими сильными католическими традициями Польши это сенсация, ведь партия придерживается антиклерикальных позиций, защищает права сексуальных меньшинств и аборты, выступает за легализацию легких наркотиков. Похоже, даже сам Паликот не верил в такой успех. «Поразительно, что миллионы поляков хотят жить в современном государстве», – выразил он свое удивление.
По словам Мальгина, уже не менее 15 лет постоянно появляются и достаточно быстро уходят подобные популистские парламентские группировки. По прогнозу эксперта, долго не проживет и «Движение Паликота». Мальгин оценил идеологию партии как «популизм, выстроенный вокруг одного человека», напомнив, что некогда в кабинет Ярослава Качиньского входил Анджей Леппер, руководитель объединения «Самооборона». Сегодня его партия не прошла в парламент, набрав менее 1%. «Такие люди долго в политике как партийные вожди не держатся. Вместе с тем ниша популистских настроений, которые всегда устойчивы в любом обществе, продолжает существовать», – сказал полонист.
Еще одной неожиданностью стал низкий процент, полученный, по предварительным данным, Союзом демократических левых сил (всего 8,25%). По оценке Мальгина, новая потеря голосов социал-демократами связана с тем, что у них нет яркого лидера. «С другой стороны, сама «Платформа» Туска расширяет свое присутствие в политическом спектре. Если на проигранных ею выборах в начале президентского срока Леха Качиньского партия была правоцентристской, то сейчас очень много сюжетов ГП позаимствовала у левых», – пояснил собеседник «НГ».
По мнению Мальгина, в связи с общественной дискуссией, вызванной авиакатастрофой под Смоленском, в которой в апреле 2010 года погиб президент Лех Качиньский, эмоции выплеснулись до начала избирательной кампании. Поэтому граждан с неустойчивой позицией на парламентских выборах было не так много.