В преддверии полного вывода американских войск из Ирака все очевиднее становятся разногласия между Багдадом и Вашингтоном по целому ряду ключевых вопросов двусторонних отношений и региональной политики. Так, вопреки проводимому администрацией Обамы курсу на изоляцию Сирии и ее президента Башара Асада Ирак продолжает оказывать Дамаску политическую и финансовую поддержку. Другой повод для разногласий – статус остающихся в стране американских военных инструкторов.
В последние месяцы США прилагают значительные дипломатические усилия, чтобы максимально изолировать режим Башара Асада не только на глобальном уровне, но и в рамках региона. Своих послов из Дамаска отозвали Саудовская Аравия, Кувейт и Бахрейн. Турция, крупнейший торговый партнер Сирии, осудила репрессии и предоставила убежище противникам Асада.
Однако Дамаск по-прежнему пользуется поддержкой со стороны Ирана, своего традиционного союзника, и, к недоумению Белого дома, со стороны Ирака, который, казалось бы, должен слепо следовать в кильватере политики США.
Премьер Ирака Нури аль-Малики твердо заявил, что Багдад против смены режима в Сирии и что, по его мнению, нынешний кризис вполне можно преодолеть путем реформ. При этом, по данным Washington Post, между Ираком и Сирией осуществляются активные дипломатические контакты, подписываются соглашения о расширении деловых связей и звучат предложения политической поддержки.
В результате американские СМИ и аналитики забили тревогу, предупреждая о возможном сближении Багдада и Тегерана. Ведь нынешняя позиция Ирака созвучна иранской, согласно которой сирийцы должны самостоятельно, без внешнего вмешательства провести реформы. В минувшие месяцы Ирак проявлял «непослушание» и по другим поводам: поддержал право Ирана на ядерную энергетику и выступил за предоставление Палестине полного членства в ООН.
Действительно, влияние проиранских групп и политических партий в современном Ираке достаточно велико. И правительство аль-Малики считается с этим. Но для самостоятельной позиции по сирийскому вопросу у Багдада есть и свои объективные основания.
Гражданская война и нестабильность в Сирии неизбежно приведут к анархии и новому наплыву суннитских боевиков в Ирак. Например, в 2003–2004 годах, по признанию американских чиновников, в Ирак из Сирии приезжали едва ли не целые автобусы вооруженных исламистов, готовых поддержать единоверцев-суннитов в борьбе с шиитами и с оккупационными силами. А правительству аль-Малики и так еле хватает сил, чтобы держать ситуацию под контролем.
Так что авторитарный, но предсказуемый режим в Дамаске для Ирака куда выгоднее и безопаснее, чем некое новое правительство, где могут возобладать исламисты или же хаос и анархия.
Между тем другой повод для серьезных трений – статус американских военных, которые останутся в Ираке в качестве инструкторов уже после вывода боевых частей. Речь идет о 3–5 тыс. военных специалистов, которые продолжат тренировать личный состав иракских сил безопасности, обслуживать системы ПВО и консультировать командование. Пентагон настаивает на предоставлении им полного иммунитета от преследования иракским правосудием, однако этому препятствует эхо скандала, вызванного публикациями WikiLeaks, которые указывают на причастность сил США к гибели мирных жителей, в том числе детей.
Официальный Багдад считает иммунитет ненужным, но глава Пентагона Леон Панетта на днях вновь подтвердил, что США не оставят своих солдат в Ираке без соответствующих гарантий. Переговоры по этому поводу пока не дали результатов, и если вопрос не будет решен до конца года, дальнейшее пребывание американцев в Ираке окажется под вопросом.