Глава Пентагона Леон Панетта призвал Израиль наладить контакты с соседями по региону, чтобы обеспечить сохранение стабильности и гарантировать свою безопасность. Однако возобновлению мирного процесса мешают новые планы строительства домов для израильтян на палестинских территориях. Между тем ситуация в регионе может осложниться еще больше, поскольку сирийские оппозиционеры заявили о создании единого органа управления (как в Ливии).
Накануне визита Панетты Израиль официально объявил, что принимает мирный план квартета ближневосточных посредников (Россия, США, ЕС и ООН), направленный на возобновление переговоров. Однако премьер-министр Биньямин Нетаньяху отметил, что у Израиля есть ряд озабоченностей, о которых он сообщит в «подходящий момент».
Напомним, квартет призвал палестинцев и израильтян возобновить переговоры без проволочек и предварительных условий. Однако это вряд ли возможно, поскольку ПНА настаивает, чтобы Израиль сначала полностью заморозил строительство в еврейских поселениях на Западном берегу реки Иордан и согласился обсуждать создание палестинского государства в границах 1967 года.
Перспектива возобновления переговоров стала еще более туманной, после того как израильские власти дали разрешение на строительство еще 1100 единиц жилья для евреев в Восточном Иерусалиме, который палестинцы считают будущей столицей своего государства.
Палестинцы указывают на то, что инициатива квартета требует от Израиля прекращения строительства, поскольку она призывает стороны «воздержаться от провокационных действий» и выполнять обязательства, предусмотренные «дорожной картой». Этот документ, согласованный при международном посредничестве еще в 2003 году, как раз предполагает замораживание поселенческой активности.
США выразили глубокое разочарование решением израильских властей, а ЕС его прямо осудил. Однако в Тель-Авиве называют Восточный Иерусалим частью единой столицы Израиля и отказываются считать расположенные там еврейские кварталы поселениями.
Между тем министр обороны США Леон Панетта, прибывший вчера на Ближний Восток, предупредил, что из-за арабской весны Израиль оказался в большей изоляции, чем раньше. Панетта призвал Тель-Авив возобновить переговоры с палестинцами и заняться восстановлением отношений с Египтом и Турцией.
Наблюдатели отмечают, что на фоне обострения отношений с Египтом и Турцией для Израиля большое значение имеет сохранение стабильности в соседней Сирии. В период правления Асадов израильско-сирийская граница на протяжении долгих лет оставалась спокойной, несмотря на отсутствие мирного договора между странами. В случае же революции или гражданской войны ситуация может радикально поменяться и тогда у Израиля будет напряженность и на юге, и на севере, угроза новой интифады на Западном берегу плюс разногласия с Турцией по поводу газовых месторождений в Восточном Средиземноморье.
При этом шансы на прекращение волнений в Сирии тают с каждым днем. В воскресенье представители оппозиции объявили о создании Сирийского национального совета (СНС), который объединит разрозненные антиправительственные группировки. Это решение было принято на съезде сирийских диссидентов, проходившем в Турции. Члены СНС намерены координировать акции протеста с целью свержения президента Башара Асада, а также добиваться международного признания в качестве нового законного правительства, как это было с Переходным национальным советом в Ливии. «Мир ждет, что объединенная сирийская оппозиция предложит альтернативу существующему режиму, чтобы признать ее», – заявил на пресс-конференции в Стамбуле представитель СНС.
Ранее сирийская оппозиция уже пыталась сплотить ряды, но без особого успеха, поскольку разномастным политическим группам (это и светские либералы, и исламисты, и партии меньшинств) крайне трудно договориться между собой. Однако про СНС сообщается, что это самое широкое объединение сирийских оппозиционеров, признанное основными партиями, и если оно окажется жизнеспособным, то сможет стать серьезной угрозой для властей в Дамаске.
Пока же, по сообщениям западных СМИ, в Сирии продолжаются протестные выступления и столкновения оппозиционеров с силами безопасности, они все чаще напоминают настоящие уличные бои с применением оружия обеими сторонами.