15 сентября в Дании состоятся парламентские выборы. После 10 лет правления правых сил (на местном жаргоне: синий блок) есть реальный шанс, что оппозиция, возглавляемая двумя социал-демократическими партиями (так называемый красный блок), сформирует новое, по сути, левоцентристскoe правительство.
Особенностью нынешних выборов является то, что они проходят в условиях финансового кризиса, затронувшего и вполне благополучную Данию, и то, что две ведущие оппозиционные партии впервые договорились выступить с совместной правительственной программой «Справедливое решение» в качестве альтернативы правящему блоку, который, в свою очередь, в канун выборов охвачен серьезными разногласиями.
Объявляя день проведения голосования премьер, лидер датских либералов Ларс Люкке Расмуссен провозгласил, что избирателям предстоит сделать выбор между «неконтролируемым долгом», к которому, по его мнению, приведет программа левоцентристских партий, и «незыблемым благоденствием», гарантом которого, мол, является его правительство.
В выборах в датской метрополии участвуют девять партий. Ведущие правые партии, либералы и консерваторы составляли правительство, опиравшееся 10 лет неизменно на поддержку депутатов праворадикальной, националистической партии «датских народников». Тот факт, что Расмуссен в центр своей предвыборной борьбы теперь поставил проблемы экономической и социальной политики, показателен, ибо на предыдущих выборах он – под давлением националистов – сосредоточился на иных проблемах.
Большое внимание правые партии уделяли ужесточению политики контроля за иммиграцией, одновременно нагнетая кампанию против инакомыслия в стране. Эти приоритеты повлияли на общественное мнение, которое явно стало склонятся на узконационалистические позиции. Хотя Дания, член Европейского союза (ЕС), не участвует в еврозоне, финансовый кризис коснулся и ее. Правительство уже четыре раза принимала пакеты спасения крупных банков страны. При этом налоговые льготы состоятельных слоев населения были сохранены, расходы на участие в военных операциях растут. Было решено экономить на основных аспектах датской модели благоденствия – на здравоохранении, образовании и социальном обеспечении. И в результате Дания, наравне с Латвией, относится теперь к тем странам – членам ЕС, в которых в наибольшей степени вырос разрыв между наиболее состоятельными и бедными слоями населения.
Парламентская оппозиция возглавляется традиционной партией социал-демократов (СДПД). После полувекового главенства на парламентской сцене, в ходе которого были заложены основы датской модели благоденствия, она утратила лидерство, сдвигаясь в своей политике вправо. Перед риском превращения во второразрядную партию она при новом лидере Хелле Торнинг-Смит пошла на исторический шаг, начав по примеру норвежской социал-демократии тесное сотрудничество с Социалистической народной партией (СНП). Эта партия была полвека назад создана бывшими коммунистами, надеявшимися добиться полевения социал-демократов. Однако, по оценке датских обозревателей, надо скорее говорить о произошедшей социал-демократизации СНП.
В чем состоят основные различия программ двух блоков? Стоит вопрос: либо продолжать оказывать государственную поддержку миллиардерам и смотреть сквозь пальцы на тот факт, что многие транснациональные кампании практически не платят налоги в Дании, либо облагать их налогами, как предлагает оппозиция. Далее либо повысить пенсионный возраст, как предлагает правительство, либо увеличить продолжительность рабочей недели, как предлагают социал-демократы (с согласия ведущих профсоюзов). Либо делать упор на увеличение общественных инвестиций и работ, как предлагают социал-демократы, либо способствовать росту частного потребления и поощрять куплю-продажу частного жилья.
О своей поддержке, правда, не безоговорочной, красного блока объявила центристская, социaл-либеральная партия радикалов, а также Красно-зеленый союз левых сил (так называемый «Единый список»).
Согласно последним прогнозам, 52% голосов будут отданы партиям красного блока. Помимо 175 мандатов, распределяемых в датской метрополии, еще четыре мандата поделят между собой поровну партии двух датских заморских автономных территорий, Гренландии и Фарерских островов. В истории известны случаи, когда именно эти мандаты были решающими для всей страны. Вот и сейчас вполне возможно, что голоса гренландских эскимосов и фарерцев определят состав нового правительства Дании.