Европейская противоракетная оборона, двустороннее военно-техническое сотрудничество, события на Ближнем Востоке и в Северной Африке и другие стратегические проблемы вчера были в центре внимания российско-французского Совета по вопросам безопасности, десятое, юбилейное заседание которого состоялось в Москве. По мнению французского эксперта «НГ», между сторонами выявились существенные разногласия по ситуации в Сирии и Ливии. В то же время по другим пунктам принципиальных противоречий между партнерами нет.
Российско-французский Совет по вопросам безопасности – плод бурных дипломатических контактов между Москвой и Парижем при президентах Владимире Путине и Жаке Шираке. Этот консультативный орган был учрежден в 2002 году. С тех пор встречи проводятся один-два раза в год в Москве и Париже поочередно в формате «два плюс два» на уровне глав МИД и Минобороны с участием президента принимающей стороны. Таким образом, в этом году к Сергею Лаврову и его коллеге Алену Жюппе, а также к Анатолию Сердюкову и Жерару Лонге присоединился российский лидер Дмитрий Медведев. Он рассказал по итогам встречи в Кремле, что подробно обсудил с участниками диалога весь комплекс вопросов безопасности в Европе и в более широком плане – в Евро-Аатлантическом регионе, отметив наличие конкретных результатов в области взаимодействия с НАТО по борьбе с терроризмом.
В эксклюзивном интервью «НГ» директор аналитического бюллетеня Eurasia Intelligenсе Report, эксперт по России Арно Дюбьен рассказал о нестыковке приоритетов между Парижем и Москвой. Дюбьен напомнил, что для французской стороны сегодня самый острый вопрос – это финансовый кризис еврозоны, который, хотя и не является темой для обсуждения с Россией, все же создает общую атмосферу внешнеполитической повестки дня Парижа. По этой же причине на проходящий сейчас в Ярославле мировой политический форум не приехала канцлер Германии Ангела Меркель.
В то же время для России не потеряла свою актуальность архитектура европейской безопасности, хотя все понимают, что предложения Медведева по созданию юридически обязывающего договора не нашли отклика в Европе, отметил Дюбьен. Кроме того, для России основной сейчас является внутриполитическая проблематика - вопрос, который лаконично можно сформулировать так: «Путин или Медведев?». «Мне кажется, что сегодня те проблемы, которые были крайне актуальны и находились в центре внимания год назад – расширение НАТО, архитектура безопасности в Европе, ЕвроПРО, – уже не так остро воспринимаются во Франции, где сейчас важны другие темы, например Ливия или Сирия», – считает эксперт.
Дюбьен отметил, что по ситуации в Ливии и Сирии позиции сторон существенно расходятся. Так, сейчас президент Франции Николя Саркози пытается извлечь максимальную выгоду из ведущей роли страны в ливийском вопросе – победы, которую он пытается представить едва ли не как свою личную. Россия в марте с.г. не наложила вето на резолюцию Совета Безопасности (СБ) ООН 1973, открыв путь бомбардировкам Ливии, что было высоко оценено на Западе. В то же время сегодня многие в России об этом жалеют, может быть, в том числе и Дмитрий Медведев, предположил собеседник «НГ», потому что боятся, и не без основания, потерять ливийский рынок.
Что касается Сирии, то в этой стране, по словам Дюбьена, у России очень серьезные интересы – в основном военные, стратегические. «Поэтому Москва не хочет, чтобы режим Башара Асада пал, и в основном через ООН блокирует все попытки остановить бойню в Сирии, – пояснил эксперт. – Это понятная оборонительная позиция: если режим Башара Асада исчезнет, Россия может остаться ни с чем. И я сомневаюсь, что по сирийскому вопросу Россия и Франция могут достичь консенсуса и взаимопонимания».
Позицию России по сирийской проблематике вчера обозначил глава МИД РФ Сергей Лавров, подчеркнув, что Москва против «внешней помощи по ливийскому образцу» с «перспективой новых кровопролитий». Вместе с тем, по словам Жюппе, Франция надеется, что Россия все же поддержит в СБ ООН проект санкционной резолюции в отношении сирийского руководства.
Директор Eurasia Intelligenсе Report также рассказал о том, что во Франции думают по поводу ЕвроПРО: «Многие считают этот проект политической ловушкой США, которые втянули Париж в свою орбиту, и сомневаются в его целесообразности. Французская сторона понимает, что ЕвроПРО может быть даже в какой-то степени опасна для ее военно-промышленного комплекса. Тем не менее, как мне кажется, Париж не решится озвучить позицию, солидарную с российской, или по крайней мере проявить интерес к предложениям Москвы». Как заявил Жюппе, НАТО не исключает, что России могут быть предоставлены гарантии ненаправленности против нее системы ПРО альянса.
В заключение Дюбьен добавил, что отдельные предприятия французского ВПК обсуждают очень серьезные контракты с российскими компаниями. Эксперт обратил внимание на соглашение, подписанное во время салона МАКС-2011 государственной корпорацией «Ростехнологии» и французской группой Safran. Оно предусматривает создание совместного предприятия в области производства и технического обслуживания лазерных инерциальных навигационных систем для различных летательных аппаратов военного назначения.
По оценке собеседника «НГ», речь идет о сотрудничестве в области высоких технологий, превосходящих по уровню своей сложности вертолетоносцы типа «Мистраль», которые Франция построит для России. Тенденция налицо, и она будет продолжаться, считает он. Как сообщил министр обороны РФ Анатолий Сердюков, контракт по строительству на территории России третьего и четвертого «Мистралей» планируется подписать до конца текущего года.