Как сообщают американские спецслужбы, экстремисты из числа ливийских повстанцев вынашивают планы по созданию исламского государства, свержению переходных светских властей и изгнанию из страны натовских «крестоносцев-оккупантов». Между тем французские военные источники сообщили, что в ночь на вторник нигерскую границу с ливийской стороны пересекла колонна бронетехники в составе 200–250 машин. По некоторой информации, к этой колонне могли присоединиться Муаммар Каддафи и его сын Сейфульислам.
Представители Переходного национального совета (ПНС) Ливии заявили, что сторонники Каддафи вывезли на десяти грузовиках в Нигер золото и иностранную валюту, которые якобы были изъяты из отделения Центробанка в родном городе полковника Сирте.
Тем временем исламские экстремисты на интернет-форумах пытаются выработать стратегию захвата власти в Ливии. Об этом предупреждают разведслужбы США в правительственном докладе, детали которого стали известны благодаря газете Washington Times. Некоторые участники дискуссий открыто призывают к чистке повстанческих рядов от сторонников светского государства, в первую очередь к борьбе с ПНС – секулярной и продемократической организацией.
Радикалы рассматривают падение режима Каддафи как первый этап революции и готовят новую ее фазу, в ходе которой должно быть создано исламское государство, управляемое по законам шариата. Сторонники джихада рассуждают о том, что мирным путем ПНС никогда не включит их представителей в состав правительства, так как немедленно лишится поддержки западных стран, поэтому он должен быть ликвидирован.
Кроме того, доклад увязывает активизацию экстремистов с выдвижением на передовые позиции Абу Абдаллы ас-Садика, также известного под именем Абдель Хакима аль-Халиди Бельхаджа, – бывшего лидера Ливийской исламской боевой группы (ЛИБГ), связанной с «Аль-Каидой», а ныне – одного из руководителей повстанцев, который вел их на штурм резиденции Каддафи. Боевики Бельхаджа – берберы из горных районов к юго-западу от Триполи (так называемая бригада Триполи) – тайно прошли двухмесячную подготовку, устроенную американскими спецслужбами.
Вашингтон беспокоит, остались ли члены ЛИБГ приверженцами «Аль-Каиды». Есть подозрения, что некоторые из них только для отвода глаз говорят о том, что порвали все связи с террористической организацией и выступают за демократическое будущее Ливии.
В марте 2010 года ливийские власти выпустили на свободу 211 джихадистов, в том числе половину всех заключенных из числа ЛИБГ, включая Бельхаджа. Условием освобождения был отказ от насилия, который эксперты расценили как тактический ход, позволивший исламистам покинуть тюремные застенки.
Как пишет интернет-сайт Asia Times, вся военная верхушка повстанцев – выходцы из ЛИБГ. Исламисты вряд ли пожелают уступить позиции по прихоти НАТО: скорее они объявят против нее джихад. По некоторым сведениям Брюсселя, Каддафи готов продолжать борьбу месяцы и даже годы, опираясь на могущественную поддержку верных ему племен. В результате НАТО может оказаться перед лицом двухголовой гидры.
По мнению руководителя Центра изучения стран Северной Африки и Африканского Рога Института Африки РАН Александра Ткаченко, протестное антикаддафистское движение включает весьма широкий спектр различных социально-политических сил, точный анализ которых дать пока крайне сложно. Вместе с тем можно с уверенностью говорить о серьезной исламской составляющей в этом спектре, которая, предположительно, довольно широко представлена на всех уровнях массового движения, направленного против режима Каддафи.
Ткаченко отметил, что на Ближнем Востоке, в том числе и в Ливии, политический ислам неоднороден, четко не структурирован и отделить представителей умеренного ислама от радикального подчас крайне сложно. Собеседник «НГ» подчеркнул, что, по мнению экспертов, в среде нынешнего протестного движения в Ливии присутствует след «Аль-Каиды». «Но по вопросу о том, будет ли исламский спектр политических сил, в особенности его радикальное крыло, играть определяющую роль, в экспертном сообществе единой точки зрения нет», – сказал он.
В заключение Ткаченко отметил, что тотальная исламизация политической власти добра Ливии не принесет, так как Триполи необходимо развивать отношения с другими странами «по всем азимутам». В то же время доминирующая часть международного сообщества вряд ли будет приветствовать радикализацию крайнего исламского толка политической власти в Ливии – процесс, который, по мнению эксперта, не исключен, но маловероятен.