Сегодня на Крайнем Севере Канады, где продолжаются крупнейшие в этом регионе военные учения, ждут премьер-министра страны Стивена Харпера. По оценке экспертов, Оттава посылает недвусмысленный сигнал Москве, которая готовится подать заявку в ООН в надежде увеличить свой арктический шельф на 380 тыс. квадратных миль. Кроме того, они считают, что у России больший потенциал для развития судоходных путей через Северный Ледовитый океан, которые могут возникнуть из-за таяния льдов.
По мере того как некогда прочно скованную льдом Арктику обнажает глобальное потепление, ее нефтяные и рудные месторождения становятся все доступнее для разработки, а международное соперничество за природные сокровища региона возрастает.
На этом фоне Канада уже более двух недель проводит военные учения на Крайнем Севере, в которых принимают участие более 1100 моряков, летчиков и солдат.
Впервые задействованы самолеты-беспилотники: похожие дроны Оттава использует в Афганистане, где этим летом завершает свое военное присутствие. Сегодня в регион уже в шестой раз с ежегодным визитом прибудет председатель правительства Стивен Харпер, который, отдав дань памяти жертвам субботней авиакатастрофы, унесшей жизни 12 человек, должен выступить с рядом экономических инициатив, направленных на развитие канадской Арктики.
Напомним, что Канада раскрыла детали текущих военных учений в июле, вскоре после заявления Москвы о том, что два подразделения Воздушно-десантных войск РФ могут быть развернуты в Арктике в составе межвидовой группировки. Москва и Оттава проводят геологические исследования, чтобы в следующем году обратиться в ООН с просьбой об увеличении своей территории за счет подводного континентального шельфа. Россия надеется оформить права на четверть мировых нетронутых углеводородных резервов, богатые рыбой и морепродуктами воды.
Уже не первый год арктические державы – Россия, Канада, США, Дания, Швеция, Финляндия, Исландия и Норвегия – пытаются договориться о совместном освоении богатств Крайнего Севера. Недвусмысленный интерес к региону проявляют и многие другие игроки, включая Китай, Японию, Южную Корею, ЕС. Очередной шаг в направлении международного арктического сотрудничества был сделан в мае: на саммите арктические государства разделили обязанности по поисково-спасательным операциям в регионе и договорились о выработке правил по предотвращению и очистке нефтяных разливов. Другой эпизод – совместная учебная операция канадских, американских и российских военных в Арктике «Бдительный орел», прошедшая в этом месяце.
Несмотря на то что в качестве основных принципов заявлены кооперация и сотрудничество, каждая из сторон пытается выиграть для себя определенные преимущества. Как заявил в июле премьер-министр России Владимир Путин, «мы открыты для диалога с нашими зарубежными партнерами и со всеми нашими соседями по арктическому региону, но, конечно же, мы будем твердо и последовательно отстаивать наши собственные геополитические интересы».
«Вопреки публичным заявлениям о мире и сотрудничестве в Арктике, исходящим от арктических государств, стратегическая ценность этого региона растет, – считает канадский ученый Роб Хьюберт. – И по мере роста этой ценности каждое государство придает все большее значение собственным национальным интересам в регионе. Арктические государства могут говорить о сотрудничестве, но они готовятся к конфликту».
В то же время, по словам другого канадского специалиста Майкла Байерса, вероятность вооруженного конфликта за господство в регионе мала. По его мнению, Оттаву беспокоят иные угрозы, которыми чревато таяние полярных льдов и развитие судоходства, – преступность, контрабанда, нелегальная иммиграция, терроризм. Международные морские организации отмечают, что количество судов в арктических водах неуклонно растет, и вырабатывают новые нормативы безопасности для полярных водных маршрутов, обслуживающих разработки месторождений полезных ископаемых, северные поселения и туристические круизы. Еще несколько лет назад этих маршрутов просто не существовало. Частные инвесторы все активнее вкладываются в исследование и разработку арктических месторождений, преодолевая все бюрократические барьеры.
По данным американских исследователей, уже к 2030 году из-за глобального потепления в регионе может вовсе не остаться льда. Путь между Европой и Азией по Северному Ледовитому океану предпочтительнее маршрутов через Суэцкий и Панамский каналы, так как короче примерно на треть.
По оценке Мишеля Рокара, посла Франции по полярным вопросам, если в ближайшие десятилетия арктический лед действительно растает, у российского северного пути будет больше шансов состояться, нежели у канадского, так как у Оттавы не хватит средств, чтобы создать необходимую инфраструктуру. Канада не заинтересована в судоходстве в полярных водах и сдалась в гонке за право в будущем привлечь существенную часть трафика коммерческих судов, заявил он. Напротив, Россию французский эксперт назвал «арктической державой» с несколькими ледоколами, включая четыре новых, работающих на атомном топливе. Пусть российский путь немного длиннее – он менее извилист, а прибрежные зоны освоены и заселены гораздо лучше, чем в Канаде.
Вместе с тем, по убеждению Роба Хьюберта, данный вопрос полностью сводится к политической воле и экономической оценке. «Мы еще не решили, хотим ли мы, чтобы международное судоходные пути пролегали через наши территориальные воды, – отметил он. – Лед еще не сошел, а значит, нет и экономических основ для трансполярного судоходства». Он подчеркнул, что сегодня Северный Ледовитый океан представляет меньше интереса для бизнеса, чем путь через Суэц или вдоль побережья Южной Америки, так как судоходный сезон в Арктике короче, требуются дополнительные расходы на сопровождение ледоколами, не существует карт, которые отражали бы последние изменения в расположении ледовых масс. Иными словами, скорее всего арктические воды останутся затратнее и опаснее, по крайней мере на протяжении ближайших 25–30 лет.