Британская полиция обещает провести новые аресты погромщиков.
Фото Reuters
В ночь на понедельник в британской столице возобновились беспорядки, спровоцированные гибелью Марка Даггана. По цепной реакции возмутители общественного покоя активизировались не только в северных, но и в южных пригородах и даже в некоторых районах Большого Лондона. Апокалиптические пейзажи мегаполиса заставили местных жителей раскритиковать инертность полиции, а экспертов – в очередной раз заговорить о «конце прежней Европы».
Информационное пространство Великобритании переполнено ужасающими кадрами погромов на улицах Лондона. Начавшись в Тоттенхэме, поджоги и акты мародерства перекинулись на другие районы и пригороды мегаполиса – Энфилд, Уолтемстоу, Уолтем-Форест (север), Брикстон (юг), Излингтон (Большой Лондон).
Чтобы противостоять разбушевавшимся выходцам из малоимущих слоев, полиция бросила на улицы столицы дополнительные патрули, но они оказались не в состоянии полностью нейтрализовать толпу, громящую все на своем пути. По последним данным, арестован по меньшей мере 161 человек, ранены около 35 полицейских.
Протесты против гибели 29-летнего Марка Даггана, отца четырех детей, убитого в четверг при невыясненных обстоятельствах, начинались мирно. В субботу вечером члены семьи и друзья погибшего, которые винили в его смерти полицию, дошли маршем до полицейского участка в Тоттенхэме с требованием справедливости. Но внезапно к протестующим присоединились около 300–500 посторонних людей, настроенных агрессивно.
Они приступили к штурму участка – начали закидывать полицейских кирпичами и бутылками с бензином и атаковали их импровизированным оружием, включая бейсбольные биты и рейки. Скоро улицы Тоттенхэма стали ареной боев между зачинщиками погромов и полицией. Близлежащие магазины, в том числе и крупный торговый центр, пострадали от мародерства, были сожжены полицейские машины и здания, двухэтажный автобус.
Тоттенхэмское неистовство произвело эффект разорвавшейся бомбы. В ночь на понедельник запылали другие районы и пригороды Лондона. На улицы вышли сотни молодых людей, которые координировали свои действия через Blackberry Messenger. Несмотря на ужасающие сцены уличных драк и разбоя, такого размаха, как в первую ночь, беспорядки не достигли нигде.
Между тем об обстоятельствах гибели Марка Даггана, спровоцировавшей погромы, известно немного. В четверг такси, в котором он ехал, остановил полицейский патруль. Сотрудники Скотленд-Ярда попытались арестовать Даггана: они расследовали инцидент с применением огнестрельного оружия в африканской и карибской диаспорах Лондона. Внезапно началась перестрелка, Дагган погиб. Брат Марка Шон Холл утверждает, что тот никогда бы не открыл огонь по полицейским, и назвал смехотворной эту версию. Распространились слухи о том, что полицейские убили, фактически казнили Даггана, несколько раз выстрелив ему в голову. Эти домыслы в Скотленд-Ярде назвали «категорически ложными».
Власти поспешили осудить погромы. Однако лондонцы считают, что этого недостаточно и ждут от полиции более решительных действий. Скотленд-Ярд винит в случившемся криминальное меньшинство и организованную преступность. Вместе с тем, по мнению экспертов, беспорядки в Лондоне имеют глубокие социально-экономические причины, а убийство Даггана лишь послужило поводом для всплеска общественной напряженности. Событие вряд ли имело бы столь масштабный резонанс, если бы не чудовищный размах нищеты и безработицы в неблагополучных районах Лондона, усугубленный такими реалиями последних лет, как сокращение социальных пособий и кризисные процессы в экономике.
Тоттенхэм имеет свою историю погромов. В 1985 году 60 полицейских были ранены в ходе жестоких столкновений с местными выходцами из африканских стран и стран Карибского бассейна, еще один был забит до смерти. Этот всплеск социальной нестабильности повлек за собой большие правительственные инвестиции в развитие социальной инфраструктуры неблагополучного района. Но коренные проблемы так и не были решены: в Тоттенхэме один из самых высоких в Лондоне уровней безработицы, там проживает огромное множество этнических меньшинств, а африканская и карибская диаспоры постоянно выступают против действий полиции.
Заместитель директора Института Европы РАН, профессор Валентин Федоров отметил переплетение проблем социального, демографического и этнического характера. Уменьшение титульного населения Европы («белых» европейцев) и увеличение доли диаспор – общая проблема всей Европы, считает эксперт. «Иммигранты приезжают и с самого начала не приемлют ту систему, при которой им предстоит жить, – рассказал он «НГ». – Часто единственное, чего они хотят, – получать социальные пособия и ничего не делать. Безработица и преступность в районах их проживания выше, чем в среднем по стране. Они вносят элемент нестабильности, конфликтности в жизнь титульных наций. Представители диаспор забрасывают полицию коктейлями Молотова, потому что находятся в стороне от основных магистралей жизни и не интегрированы в общество». По прогнозу Федорова, ситуация в Европе будет ухудшаться, а выступления иммигрантов против системы – расти, доходя до таких крайних форм, как «полугражданские войны».