Подобные демонстрации можно увидеть во многих сирийских городах.
Фото Reuters
В Сирии всегда любили Россию и русских, но такой теплоты, восхищения не было уже давно. Совсем недавно в Дамаске наряду с плакатами в поддержку президента Башара Асада можно было увидеть и такие, на которых на разных языках написано «Спасибо, Россия!», «Спасибо, Китай!». Это благодарность двум странам за их сдержанную позицию в СБ ООН. На митинге в поддержку Асада в Латакии слов «журналисты из России» было достаточно, чтобы толпа расступилась.
«Россия в отличие от западных стран нас понимает, мы всю жизнь работали с русскими, они всегда нам помогали, хорошо знают нас и весь регион, знают, что нам нужно», – делится своими мыслями один высокопоставленный военный в отставке.
Его мнение в Сирии разделяют далеко не все. Вслед за внутренним расколом в стране, похоже, произошел раскол внешнеполитический. В мятежной Хаме, услышав о «журналистах из России», люди могли сказать: «Да мы выкинем вас с базы в Тартусе, как только победит революция! Почему Россия поддерживает кровавый режим, а не сирийский народ?»
Все это было за несколько дней до ввода войск в Хаму и начала нового витка обсуждений событий в СБ ООН.
Вспоминается 2005 и 2006 годы, когда Россия буквально вытащила Дамаск из международной изоляции и не дала провести через Совбез несбалансированные резолюции, основанные на проектах западных стран. В Нью-Йорке неделями шли громкие споры, но все-таки компромисс был найден. В итоге Дамаск пошел на контакт с Международным трибуналом по делу об убийстве бывшего премьер-министра Ливана Рафика Харири. Не без давления и посредничества Москвы – Асаду были поставлены очень жесткие условия, российское руководство лично ручалось за то, что сирийская сторона выполнит свои обещания. Однако и лицо сирийский режим смог сохранить.
Сегодня Россия снова пытается найти компромиссное решение. Дать возможность сирийцам разобраться со своими проблемами без грубого иностранного вмешательства. По словам представителя России в СБ ООН Виталия Чуркина, принятое накануне заявление от имени председателя Совбеза содержит «четкий и недвусмысленный призыв прекратить все виды насилия» в Сирии и «начать охватывающий все заинтересованные стороны политический диалог». Российский посол заявил, что доволен содержанием документа, ставшего итогом непростых многочасовых обсуждений.
«Асаду нужно время – провести предложенные им реформы в жизнь, закон о выборах, закон о партиях, закон о СМИ. Невозможно по мановению волшебной палочки научиться демократии», – говорят в Сирии те, кто поддерживает объявленный президентом курс на реформы.
Так, по словам министра информации Сирии Аднана Махмуда, его страна последние годы сталкивалась с весьма непростой внешнеполитической ситуацией – то война в Ираке, и американские войска оказываются в непосредственной близости от сирийских границ, то международное давление на Дамаск, связанное с убийством Харири. У Асада просто не было возможности проводить реформы.
Министр не одинок в своей точке зрения, но есть в Сирии и те, кто задается вопросом: а когда для Асада будет благоприятная обстановка проводить реформы? «Он обещает, но не делает, ему невозможно верить», – говорят представители оппозиции.
Впрочем, еще неделю назад даже в мятежной Хаме часть населения была готова дать президенту шанс. «Если Асад избавится от органов безопасности, от силового аппарата, мы, может быть, даже согласимся на то, чтобы он руководил страной в переходный период», – говорили в Хаме, понимая, что за реализацией в жизнь лозунга «Долой режим!» должен последовать конкретный план действий. Какой? Ответ на этот вопрос предполагал разные варианты. Единственное четкое требование, звучавшее от всех представителей оппозиции, – «Асад должен избавиться от органов внутренней безопасности!». «Безопасность и мощная военная машина, пожирающая страну, которая в последние годы не ведет ни одной войны, а лишь тратит народные деньги» – это одни из самых раздражающих факторов для людей, вышедших на улицы, так же как и материальные блага, накопленные родственниками президента.
Сейчас СБ ООН дает сирийцам последний шанс договориться. Возможно ли это спустя неделю после противостояния в Хаме и новых жертв? В отличие от дипломатических баталий пятилетней давности речь идет о сотнях жизней, причем не только со стороны оппозиции – гибнут и сирийские военные. Если Дамаск, как пять лет назад, не сделает выводы, ни Россия, ни Китай уже не помогут.
«У Асада очень непростая ситуация – он нерешителен, пытается заигрывать с международным сообществом, в итоге подставляет армию, алавитов (конфессиональную группу, выходцем из которой является президент. – М.Б.), все равно все оборачивается кровью, ему не верят за рубежом и в стране. Однако если он уйдет сейчас, то он просто трус, он бросит страну в бездну гражданской войны», – такие мнения мне пришлось слышать в Сирии от людей, которых можно назвать сторонниками сирийского президента. Они говорят об ошибках, которые совершал и продолжает совершать режим на протяжении последних месяцев как на международной арене, так и внутри страны, однако не видят альтернативы Асаду. Вернее, в их глазах единственная возможная альтернатива – это хаос. Уже сейчас во многих районах Сирии, в том числе в Хаме, существует вакуум власти.
В то же время некоторые представители оппозиции, возможно, и пошли бы на диалог с властями, но понимают, что «люди на улице, в первую очередь молодежь, готовы идти до конца, им некуда отступать». Рост жертв с обеих сторон делает любой диалог все более невозможным. Ситуация такова, что и среди оппозиции, и среди сторонников режима есть люди, готовые договариваться, как и есть силы, тянущие Сирию в пропасть. Не последнюю роль играет и внешний фактор со стороны Запада и соседей Сирии. А самое страшное, что может произойти, да и уже происходит, – раздувание межконфессиональной вражды. Оппозиция уверяет, что это дело рук режима, которому выгодно дестабилизировать обстановку, власти говорят о «международном заговоре». В любом случае пожар взаимной ненависти уже разгорелся.