Кубинский парламент поддержал масштабные реформы, направленные на либерализацию экономики и общества. За счет сокращения непомерно разросшегося бюрократического аппарата Гавана расчистит дорогу малому бизнесу, а также, как ожидается, упростит процедуру выезда за рубеж.
Национальная ассамблея в понедельник одобрила планы председателя Государственного совета Республики Куба Рауля Кастро, призванные реанимировать экономику страны, которая много лет находится в состоянии стагнации. Ранее, в апреле, за модернизационный проект, состоящий более чем из 300 пунктов, высказался съезд Коммунистической партии – единственной узаконенной политической организации, членами которой являются практически все кубинские законодатели.
Пришло время социальных и политических реформ, объявил Кастро парламентариям и всем остальным гражданам, призвав «очистить головы от всякого рода чепухи» и отказаться от бюрократических привычек. Вместе с тем одним из крупнейших препятствий на пути внедрения новшеств, рассчитанных на пять лет, может стать именно сопротивление чиновников, более миллиона которых лишатся работы.
«Крестовый поход» против кубинской бюрократии объявлен, с тем чтобы сократить роль государства в ряде отраслей экономики, таких как сельское хозяйство, розничная торговля, транспорт, строительство, и расширить возможности участия в этих сферах частных предпринимателей, кооперативов и лизинга. Напомним, что доля государства в кубинской экономике составляет более 90%, таков же процент рабочей силы, занятой в госсекторе.
Крупным госкомпаниям также предоставят большую свободу действий, например, они смогут принимать в расчет рыночные факторы. В то же время планируется постепенно свернуть субсидии на все товары и услуги, начиная с продовольствия и заканчивая энергоносителями, и повысить государственное жалованье, которое сегодня составляет в среднем 18 долл. в месяц.
Кроме того, по словам Кастро, правительство «работает с целью провести модернизацию» миграционной политики. Напомним, что правозащитные организации многие годы критикуют требование кубинского закона, в соответствии с которым граждане страны должны получить правительственное разрешение, чтобы выехать за рубеж. Похоже, в Гаване наконец признали рудиментарность миграционного законодательства, которое было актуально в те далекие дни, когда граждане Острова свободы покидали страну по политическим, а не экономическим причинам. Так, Кастро подчеркнул, что сегодня кубинцы, уезжая на заработки, «сохраняют любовь к семьям и стране, в которой родились».
По оценкам экспертов, планы кубинского руководства по модернизации и либерализации страны могут положить конец существующему многие десятилетия патерналистскому обществу. Обозреватели говорят об историческом шаге в сторону демонтажа контролируемой государством экономики. Во многом на Кубе сохранялись нормы, установленные в первые дни революции 1959 года ее лидером, бывшим председателем Генсовета Фиделем Кастро. Брат Рауль сменил «вечного команданте» на высшем государственном посту в 2008 году.
В наследство ему досталась экономика, уже 20 лет, с момента распада СССР, не выходящая из кризиса, усугубленного жестким торговым эмбарго со стороны США. Тогда Рауль Кастро предложил новую социально-экономическую модель, где субъектом труда и потребления будет не рабочий коллектив, а каждый конкретный гражданин, нацеленный на рост своего благосостояния. По его словам, некоторые меры уже внедряются и приносят результаты. В первой половине 2011 года зафиксирован экономический рост на 1,9%, а прогнозируемый рост по итогам года составляет 2,9%, что на 0,8% больше увеличения экономики в 2010 году.
Директор Центра экономических исследований Института Латинской Америки РАН Вадим Теперман назвал кубинские реформы «дальнейшим разворотом к либерализации социально-экономической жизни», подчеркнув, что к политике эти процессы отношения не имеют. «Основное направление реформ – это развитие частнопредпринимательской деятельности, стимулирование малого бизнеса», – считает он. Эксперт обратил внимание «НГ» на отход от принципа уравниловки, который делал невозможным покупку бытовой техники, недвижимости, автомобилей даже при наличии денег. Речь идет и об оборудовании, необходимом малому бизнесу, для обозначения которого в местном жаргоне существует специальное выражение – «работай за свой счет». Это предприниматели, занятые в основном в сфере услуг – производстве продовольственных товаров, ремонте электроприборов, водопроводном обслуживании и т.д. «Если в конце прошлого года «работало за свой счет» 147 тысяч, – привел данные Теперман, – то сейчас таких людей стало уже 326 тысяч человек, то есть за полгода произошел рост более чем в два раза».
Собеседник «НГ» рассказал и о других новшествах, свидетельствующих об «ограниченном введении рыночной экономики». Так, до недавнего времени банки кредитовали только государственные предприятия. Теперь им разрешено предоставлять кредиты кооперативам, частникам, арендаторам. Кроме того, с недавних пор малый бизнес может поставлять свою продукцию государственным предприятиям, что расширяет для него рынок сбыта. Максимальное количество посадочных мест для частных ресторанов увеличено с 12 до 50, мелкие предприниматели получили право нанимать рабочую силу – до 25 человек. «Это важный вклад в решение проблемы занятости», – уверен эксперт.