Афганские боевики продолжают воевать, получая финансовую подпитку из-за рубежа.
Фото Reuters
Вчера стали известны результаты расследования, которое должно было установить, в чьи руки попадают средства американских налогоплательщиков. В центре внимания оказался контракт по транспортировке грузов в Афганистан общей стоимостью 2,16 млрд. долл. Как выяснилось, часть этих денег распределялась по отлаженным коррупционным схемам и в конечном счете попадала в руки «Талибана». Эффективных мер по борьбе с порочной практикой выработать пока не удалось.
Обнаружены неопровержимые свидетельства коррупции, поразившей систему перевозки американских грузов. Деньги, выделявшиеся США для транспортировки продовольствия, топлива, боеприпасов и строительных материалов в Афганистан, попадали в карман врагу. Полученные выводы согласуются с результатами расследований, проводившихся ранее. Однако ни Вашингтону, ни Кабулу до сих пор не удалось предпринять эффективных мер в рамках борьбы с этим злом.
Детали расследования выяснила газета Washington Post. Издание пишет о нарушениях со стороны по крайней мере четырех из восьми генеральных подрядчиков, занимавшихся перевозками по многомиллиардному контракту с американскими властями. Эти компании оказались причастны к преступной деятельности, поддержке врага, спекуляциям, отмыванию денег, откатам афганским влиятельным лицам, правительственным чиновникам и полиции, мошенничеству и махинациям с документами.
Американское присутствие в Афганистане более чем утроилось с начала президентского срока Барака Обамы и достигло 100 тыс. человек. Большая часть грузов доставляется на кораблях в соседний Пакистан, а оттуда следует по суше, в основном по пустынным дорогам, весьма уязвимым для вражеских атак. Между тем для поддержания боеспособности на должном уровне американскому контингенту необходимо 3–4 тыс. поставок в неделю. При этом с каждой поставки субподрядчики вынуждены отдавать 1,5–2,5 тыс. долл. частным охранным компаниям или полицейским, связанным с «Талибаном», в некоторых случаях – напрямую повстанцам.
Несмотря на то что подобные схемы регулярно выявляются уже несколько лет, серьезных подвижек на пути борьбы с откатами в карман противнику пока не наблюдается. В Минобороны США заявляют, что система транспортировки будет радикально пересмотрена в самое ближайшее время. На смену прежнему контракту, который истекает в сентябре, придет новый, где подрядчиков будет уже не восемь, а 30. Вашингтон потребует детальной информации по субподрядчикам, а контроль транспортировок будет осуществляться военными подразделениями.
По мнению замдиректора Института востоковедения РАН профессора Вячеслава Белокреницкого, нельзя исключить того, что меры, которые предпринимают американцы в Афганистане, принесут определенный положительный результат. Как указал эксперт, для Афганистана характерен весьма высокий уровень коррупции, в том числе и в правительственных кругах, чему способствуют тесные связи между высокопоставленными чиновниками и талибами.
Добавим, что отказ властей подчиниться требованиям военизированных формирований зачастую приводит к трагедиям, отмеченным чудовищной жестокостью. В воскресенье стало известно, что, после того как афганский офицер полиции не согласился отдать повстанцам служебный автомобиль, его восьмилетний сын был похищен бандитами и через шесть дней повешен.
Как отметил Белокреницкий, не последнюю роль в ситуации с поставками грузов в Афганистан играет пакистанский фактор. По данным международных рейтингов, Пакистан, как и Афганистан, – известная своей коррумпированностью страна, напомнил он. «Со времен присутствия СССР в Афганистане Пакистан стал «проходным двором» с точки зрения поставок оружия и других грузов на территорию соседа, что сформировало особую культуру коррупции еще в 1980-е годы. Кроме того, часть пакистанских кругов, общественных и официальных, очень мягко относится к афганским талибам – традиционным союзникам Исламабада», – заключил собеседник «НГ».