Внешний мир по-прежнему считает, что власть в Египте остается в руках военных во главе с фельдмаршалом Хусейном Тантауи.
Фото Reuters
Египет переживает самый серьезный политический кризис с момента окончания революции лотосов. Его причина в разногласиях между оппозицией и правящим страной Высшим советом вооруженных сил по поводу темпов проведения реформ и состава правительства страны, которое внезапно лишилось половины министров.
В понедельник вечером премьер-министр переходного правительства Египта Исам Шараф бы доставлен в больницу с диагнозом «переутомление». Наблюдатели полагают, что причиной плохого самочувствия 59-летнего политика стали напряженные переговоры по кандидатурам новых членов кабинета. Из-за происшествия с главой правительства церемония их приведения к присяге была отложена на неопределенное время – до выздоровления премьера.
Напомним, из-за возобновившихся 8 июля многотысячных протестов сторонников оппозиции власти решили произвести перестановки в кабинете министров. В результате вакантными стали 14 министерских постов, в том числе главы МИДа и министра финансов плюс кресло вице-премьера. Однако подобрать новых людей на эти должности оказалось непросто.
Оппозиция на Тахрире прямо потребовала очистить правительство от всех лиц, имевших связи с режимом Хосни Мубарака. Причем от претензий не застрахованы даже дипломаты. Например, по мнению лидеров демонстрантов, новый министр иностранных дел Мухаммед Кямиль Амр, бывший посол АРЕ в Саудовской Аравии и представитель страны во Всемирном банке, был слишком тесно связан с режимом Мубарака.
Однако наибольшее возмущение вызывает нежелание нынешних властей страны отстранить от должности главу МВД Мансура аль-Иссауи и министра юстиции Мухаммеда аль-Гинди. Впрочем, по мнению наблюдателей, дело тут вовсе не в консерватизме премьера Шарафа, а в позиции генералов, которые намерены самостоятельно, без вмешательства гражданских, определять состав правительства. Военных также подозревают в том, что они намеренно оттягивают суд над Мубараком, чтобы избавить своего тяжелобольного бывшего коллегу от унижения.
Впрочем, ситуация с новыми протестами на Тахрире может разрешиться сама благодаря летнему зною. Уже сейчас, как передают СМИ, площадь практически опустела, за исключением островка палаток в самом ее центре. Хотя оппозиция может попытаться вывести своих сторонников на улицы после пятничной молитвы, как это делалось во время революции.
Между тем Высший совет вооруженных сил издал декрет о создании избирательной комиссии, которая приступит к работе 18 сентября и займется организацией парламентских выборов. Точная дата проведения голосования еще не определена, но ожидается, что оно пройдет примерно через два месяца после начала работы комиссии.
Это решение совета положило конец спорам о том, как поступят военные: сначала примут новую Конституцию, а потом проведут выборы или наоборот. Теперь ясно, что они предпочли второй вариант и намерены передать разработку Основного закона в ведение парламента. Однако в этом случае победа исламистов, которую предсказывают некоторые эксперты, может привести к тому, что именно они напишут новую Конституцию.
Профессор кафедры востоковедения МГИМО(У) МИД РФ Марина Сапронова рассказала в интервью «НГ», что продолжающиеся политические волнения и перестановки в правительстве Египта вызваны целым рядом причин. По ее словам, в египетском обществе сейчас сильно чувство неопределенности, есть опасения, что военные попытаются задержаться у власти, все это заставляет оппозицию требовать ускорения реформ, в то же время сохраняются социально-экономические причины недовольства – правительство пока не выполнило данные ранее обещания создать новые рабочие места и увеличить зарплаты. Наконец, нельзя забывать, что в Египте сейчас происходит становление новой политической системы, возникают новые силы, между ними идет борьба, которая находит отражение в перестановках в правительстве.
Касаясь возможных результатов парламентских выборов, Марина Сапронова отметила, что победа «Братьев-мусульман» еще не гарантирована. «В результате выборов в парламент Египта скорее всего придут самые разные силы и организации», – подчеркнула она. По ее словам, есть много факторов, мешающих исламистам занять доминирующее положение. В частности, «Братья-мусульмане» не готовы брать на себя ответственность за решение острых экономических проблем, потому что в случае провала можно быстро потерять общественную поддержку. Кроме того, появление исламистской Конституции может положить конец притоку иностранных инвестиций и помощи, без которой египетская экономика и вооруженные силы не могут нормально существовать. «Есть проблемы и в самой организации. У ее руководства нет опыта легальной политической деятельности. Она аморфна с точки зрения структуры и политической программы. Устаревшая идеология мешает расширению социальной базы», – пояснила собеседница «НГ».