Пхенчхан принял эстафету у Сочи.
Фото Reuters
Вчера вечером в Дурбане (ЮАР) Международный олимпийский комитет (МОК) назвал город, который в 2018 году примет XXIII зимние Олимпийские игры. В финальном голосовании участвовали два представителя Европы – немецкий Мюнхен и французский Анси – и один претендент от Азии – южнокорейский Пхенчхан. Последний считался безоговорочным фаворитом – город уже в третий раз пытался завоевать право на проведение зимней Олимпиады. На стороне Пхенчхана не только самый большой бюджет, но и поддержка населения: 92% жителей города мечтают о том, чтобы Олимпиада досталась именно им. Популярность олимпийской инициативы среди населения имеет большое значение для МОК. Французы и немцы выступают против Олимпиады, так как считают, что она может нанести вред экологии.
Пхенчхан участвует в третьих подобных выборах подряд. Южнокорейская заявка доходила до финальной стадии голосования на выборах столиц Игр 2010 и 2014 годов, но сначала проиграла три голоса канадскому Ванкуверу, а затем четыре голоса – российскому Сочи. Эксперты вчера говорили, что теперь победа почти в кармане у корейцев. Их важным козырем был тот факт, что МОК выступает за расширение олимпийских территорий, поэтому должен высказаться в пользу Азии, где зимние Олимпийские игры проходили всего два раза и давно (в Саппоро в 1972 году и Нагано в 1998 году). Кроме того, Южная Корея может похвастаться самым большим заявочным бюджетом – в 100 млн. евро, тогда как Мюнхен и Анси готовы потратить только 40 и 30 млн. соответственно. Одним из достоинств Пхенчхана также являются уже почти готовые компактные и многофункциональные олимпийские объекты. В том, что касается другого немаловажного для жюри фактора – общественной поддержки олимпийской инициативы, корейской заявке не было равных. О том, чтобы Пхенчхан стал столицей зимней Олимпиады-2018, мечтали 92% жителей города и 87% корейцев в целом. Энтузиазм немцев и французов был намного меньше – идею проведения Игр в своих странах поддерживают 78% и 67% жителей Мюнхена и Анси соответственно. Среди минусов корейской заявки были отсутствие опыта в проведении подобных мероприятий, недостаточное количество отелей, неустойчивая погода и предположение, что в Южную Корею неохотно поедут туристы.
Главным конкурентом Пхенчхана являлся Мюнхен, немецкая заявка также удостоилась похвалы МОК в отчете. Столица Баварии может похвастать готовой и развитой инфраструктурой, финансовой поддержкой спонсоров и «экологической концепцией». Но разбросанность олимпийских объектов, протесты мирных жителей и негласный принцип ротации континентов (напомним, зимние Игры 2014 пройдут в Сочи) были не на руку заявке ФРГ. В случае успеха немецкого претендента наряду с Мюнхеном соревнования проходили бы на лучших горнолыжных курортах страны – Гармиш-Партенкирхене и Кёнигсзее.
Баварцы по-разному относились к тому, что их федеральная земля намеревалась стать олимпийским центром, пишет Deutsche Welle. Одни надеялись на рост экономики, другие опасались, что проведение столь широкомасштабного мероприятия, наоборот, потребует дополнительных муниципальных расходов. Крупные экологические организации выступали против, несмотря на то, что немецкий оргкомитет подготовил на 200 страницах концепцию «зеленого» проведения зимних Олимпийских игр. Они убеждены, что экосистема Альп слишком уязвима и Олимпиада причинит ей серьезный вред.
Французская же кандидатура еще до голосования была записана в аутсайдеры гонки, признает газета Monde. Анси привлекателен для туристов, обладает большим организационным опытом, но у заявки самый маленький бюджет (30 млн. евро), низкие оценки технического доклада (проблемы с транспортом и размещением спортсменов) и, что немаловажно, самая низкая поддержка населения. Французы также опасались, что от очередных Олимпийских игр пострадает экология, да и в целом пресыщены туристами и проведением крупных мероприятий.