Президенты России и ЮАР встретятся, чтобы обсудить конкретные меры по урегулированию конфликта в Ливии. Муаммар Каддафи грозится перенести войну в Европу, если НАТО не прекратит военную операцию. Независимые западные эксперты считают, что НАТО недооценила поддержку Каддафи в стране, и сомневаются в мотивах ее вмешательства.
По сообщению пресс-службы Кремля, в субботу состоялся телефонный разговор президента РФ Дмитрия Медведева и президента ЮАР Джейкоба Зумы. Президент ЮАР в ходе разговора рассказал об итогах саммита Африканского союза в связи с кризисом в Ливии, который завершился в пятницу в Малабо, столице Экваториальной Гвинеи. «Для согласования и координации последующих шагов в целях содействия урегулированию внутриливийского конфликта главы государств договорились о личной встрече в самое ближайшее время», – сообщает пресс-служба. По информации AFP, Зума должен был прибыть в Москву вчера.
На саммите в Малабо Африканский союз принял очередную «дорожную карту» политического урегулирования в Ливии, которая отмечает, что полковник Муаммар Каддафи согласен на «инклюзивный диалог», то есть переговоры с оппозицией. Однако, как передало АР, участники саммита не смогли прийти к консенсусу относительно дальнейшей судьбы ливийского лидера – останется он в политике или нет. Вместе с тем Афросоюз осудил и отказался исполнять решение Международного уголовного суда об аресте Каддафи.
Афросоюз призвал к незамедлительному прекращению огня в Ливии и к отмене резолюции ООН о запретной для полетов зоне. Вместо этого предлагается введение миротворческих сил ООН, что должно быть согласовано с обеими воюющими сторонами.
Представители повстанцев на саммите заявили, что потребуются гарантии Афросоюза об уходе Каддафи для того, чтобы прекратить боевые действия.
Между тем сам Каддафи в аудиозаписи обратился к странам НАТО – участникам операции «Объединенный защитник». Речь Каддафи транслировалась на одной из главных площадей Триполи, заполненной его сторонниками.
«Ливийцы способны в один прекрасный день перенести поле битвы в Европу, где законными военными целями станут ваши дома, офисы, семьи – так же, как сейчас вашими целями являются наши дома, – заявил полковник. – Мы ворвемся в Европу, как саранча, как рой пчел. Советуем вам убраться из нашей страны, пока вы не столкнулись с катастрофой». Каддафи назвал ливийских повстанцев «предателями и слугами империализма» и заявил, что будет вести диалог только «с вождями племен, которые являются подлинными выразителями воли народа». Он призвал захватывать оружие, поставляемое мятежникам Францией.
Западные СМИ рассказывают о женских батальонах, сражающихся в составе правительственных войск, и их подготовке. Одна из женщин, 40-летняя Фатима Масуд, говорит: «Мне нравилось учиться и защищать свою страну. Сейчас я сама тренирую других женщин всех возрастов, чтобы они могли использовать все виды оружия».
«Абсолютно неправильно думать, что можно победить это кампанией с воздуха», – говорит об авиаударах НАТО Эндрю Макгрегор, директор Aberfoyle International Security, организации в Торонто, специализирующейся на вопросах безопасности в исламском мире. По его мнению, основная проблема – завышенные оценки возможностей ливийской оппозиции. Макгрегор подчеркивает: «Нужно пару лет, чтобы сначала организоваться. Если просто выходить на улицы, результат предсказуем».
В том же интервью CNN политолог из Техасского университета Алан Куперман указывает: «Фундаментальная ошибка Белого дома и НАТО была в том, что они вообразили, что ливийский народ един в оппозиции к Каддафи. На самом деле Ливия разделена между кланами и племенами – некоторые из них много получили от Каддафи и яростно его защищают».
Директор Центра оборонных исследований Томас Доннели предупреждает: Истинной целью НАТО всегда было уничтожение Каддафи, но оно не даст ожидаемых результатов и не сплотит ливийцев. О «болезненных и жестоких» последствиях войны в Ливии говорит аналитик из Университета Новой Англии Али Ахмида, хотя и верит в «конечный позитивный результат». Он также сомневается в официально провозглашаемых целях западных стран, опасаясь, что на самом деле они «хотят эксплуатировать богатую нефтью Ливию».