У Барака Обамы теплые отношения с премьером Путиным. Такие же он хотел бы сохранить с Владимиром Владимировичем и после 2012 года.
Фото Reuters/РИА Новости
Вашингтон обозначил готовность работать с тем лидером России, который победит на выборах 2012 года. Там спокойно отнеслись бы к возвращению на высший государственный пост Владимира Путина. Особенно если бы в качестве нового премьера он выбрал Игоря Шувалова или Алексея Кудрина. Такие мнения высказываются сейчас авторитетными вашингтонскими политологами, вхожими в администрацию президента США Барака Обамы. Обама, кстати, уже пригласил председателя российского правительства нанести визит в США. И даже в качестве премьера он был бы принят в Америке на высшем уровне. Это приглашение, как считает президент Центра национального интереса Дмитрий Саймс, «говорит само за себя», особенно в преддверии президентских выборов в России.
При этом в Вашингтоне по-прежнему связывают большие надежды с президентом Дмитрием Медведевым. Успехи, достигнутые в ходе перезагрузки с нынешним хозяином Кремля, Обама использует для укрепления собственного рейтинга внутри США.
Этот фактор возвышения заслуг российского лидера Обамой, судя по всему, играет сейчас против российского президента, на которого точат зуб политические противники Обамы – республиканцы. Они готовы нанести удар по окружению Дмитрия Медведева с помощью так называемой «поправки Сергея Магнитского», предусматривающей заморозку счетов и отказ во въезде в США российским чиновникам, которых подозревают в коррупции и нарушениях прав человека. Юрист фонда Hermitage Capital Management Сергей Магнитский скончался в московском СИЗО в 2009 году от сердечной недостаточности.
В Вашингтоне дают понять, что исходя из внутриполитической целесообразности Белый дом может договориться с Конгрессом о размене: устаревшую внешнеторговую ограничительную поправку Джексона–Вэника отменят, но примут более болезненную и современную «поправку Магнитского».
– Господин Саймс, как вы прокомментируете ожидаемое назначение новым послом США в Москве Майкла Макфола? Как оно может сказаться на отношениях?
– Майкл Макфол на протяжении своей карьеры был известен как сторонник распространения демократии, которое он называл одним из основных приоритетов внешней политики США. Однако, придя в Белый дом, Макфол вел себя весьма ответственно. Это можно отчасти объяснить тем, что основной курс определяется президентом Обамой, руководством Совета национальной безопасности, госсекретарем Хиллари Клинтон, и Макфол лояльно следовал линии своего президента. Но сам Макфол впоследствии четко признавал в разговорах с россиянами и своими американскими коллегами, что в дополнение к правам человека и демократии в отношениях с Россией есть другие важные моменты, которые не должны приноситься в жертву.
Деятельность Макфола в Белом доме вызывает уважение и создает предпосылки для того, чтобы он стал успешным послом. Однако он приедет в Москву в непростое время – это будет период выборов в России и в Америке. Кроме того, приедет он с известным багажом. В Москве у ряда людей будут большие ожидания, что Макфол как посол будет не только и не столько строить отношения с российским руководством, сколько продвигать либеральные политические ценности.
На него в этом плане, я думаю, будет оказываться давление. Этому давлению было бы нелегко противостоять любому послу, особенно в год американских выборов. Макфолу в этом плане будет особенно трудно. С другой стороны, как у человека, незапятнанного излишним политреализмом, у Макфола есть больше возможности проводить взвешенную линию, не подвергаясь излишним нападкам, по крайней мере внутри США, что, дескать, он предает демократические ценности. Какие позиции он будет занимать на новом посту – увидим. Но человек он, безусловно, знающий, умный, вписавшийся в команду Обамы (и это очень важно).
– Макфол будет послом в год выборов в России и Америке. Как в Вашингтоне отреагировали бы на выдвижение в президенты Дмитрия Медведева или Владимира Путина?
– Медведев – президент, у которого по Конституции есть право на второй срок. У него хорошие отношения с Обамой, с которым у Медведева в разных форматах было 22 встречи. Ни с одним иностранным лидером Обама не встречался столь часто. У Обамы не так много внешнеполитических успехов, чтобы ему не ценить свои отношения с российским президентом, которые позволяют ему получать очки дома. Поэтому выдвижение Медведева однозначно будет приветствоваться администрацией. Есть надежда в политических и экспертных кругах, что, хотя пока Медведев не так много сделал, чтобы зарекомендовать себя независимой фигурой, инстинкты у него правильные и, если ему позволят расправить крылья, он будет модернизировать Россию и дальше. Ожидается, что он будет развивать российско-американские отношения, сделав упор на модернизацию внутри страны. Будет готов подчинить этому российскую внешнюю политику и не станет ссориться с США по второстепенным вопросам.
Если бы в Вашингтоне определялось, кто будет выдвигаться на пост президента РФ, то это привело бы к выдвижению Медведева. Как будут реагировать на Путина? Спокойно. Будут работать с тем российским руководителем, который придет к власти. Этой спокойной реакции особенно способствовала бы перетасовка кабинета, в результате которой премьером станет человек с либеральной репутацией, в первую очередь в экономических вопросах, такой как Игорь Шувалов или Алексей Кудрин. Такой командой (Путин – президент и премьер Шувалов или Кудрин) Вашингтон не запугаешь. Относительно Медведева есть много надежд. Но пока нет тех результатов в российско-американских отношениях, которые создавали бы уверенность в Америке, что он – тот лидер, с которым было бы лучше иметь дело. Наконец, президент Обама пригласил премьера Путина приехать в США. Это говорит за себя. Президенты обычно не приглашают премьеров, особенно когда у них такие хорошие отношения с человеком своего уровня. И особенно накануне российских выборов, когда это могло бы быть истолковано, что Путин тоже может вполне вписаться в понятие прекрасного в Вашингтоне. Некоторые круги в Москве пытались преподнести это как приглашение вице-президента Джозефа Байдена. Это неправда. Приглашение российскому лидеру, конечно же, исходило от президента Обамы, но по протоколу было сделано от имени вице-президента. Очевидно, если бы Путин поехал, то встречался в первую очередь с президентом Обамой. Это решение Вашингтона говорит, что никаких мостов ни с кем там жечь не хотят.
– А будет ли разыгрываться российская карта на американских выборах?
– Она уже разыгрывается президентом Обамой. Он пропихнул в Сенате во время сессии «хромых уток» Договор СНВ-3. Ведущие сенаторы-республиканцы говорили ему: если немножко подождать, пока свои кресла займут 10 новых республиканских сенаторов, договор скорее всего будет принят большинством около 80% голосов. Но Обама хотел политического триумфа. Белый дом все время преподносит свои отношения с РФ как одно из своих немногих внешнеполитических достижений. Всякая внешняя политика в США, естественно, налагается на внутриполитический контекст. Но когда президент пытается зарабатывать очки в США на отношениях с РФ, то естественно, что у республиканской оппозиции возникает желание сказать: давайте посмотрим, что для нас реально сделала Россия и кто такой российский друг Обамы президент Медведев. В какой-то мере, когда американский Белый дом начинает так приподнимать Россию и Медведева, они подставляют их под внутриполитические удары в США.
– Одним из ударов, вероятно, могло бы стать принятие «поправки Магнитского»? При том что отношения по-прежнему портит принятая еще в 1974 году поправка Джексона–Вэника...
– Администрация Обамы сталкивается с политическими реальностями: если она попытается отменить поправку Джексона–Вэника одновременно с вступлением РФ в ВТО (в Белом доме была такая идея), этого не произойдет. Конгресс не хочет давать российской политической системе ярлык легитимности в виде отмены поправки. Если попытаться поставить на голосование отмену поправки уже после вступления РФ в ВТО, то ее скорее всего отменят. Но в Конгрессе был бы политический шторм. Обаму опять обвинили бы в том, что он маневрирует, чтобы обмануть Конгресс и проигнорировать мнение большинства избирателей. Поэтому в администрации рассматривается возможность компромиссного варианта: избавиться от поправки Джексона, но принять новую – «поправку Магнитского». Последняя для России будет гораздо более значимой. Ведь поправка Джексона никаких санкций не предполагает. А у «поправки Магнитского» – реальные зубы. Есть две разные редакции этого документа – Палаты представителей и Сената. Но в обеих речь идет о реальной заморозке счетов и отказе в визах российским чиновникам (и членам их семей), которых обвиняют в коррупции и в нарушении прав человека. Я уверен, что язык этой поправки будет конкретизироваться и что ни российским правозащитникам, ни их союзникам на Западе, конечно, не позволят составлять свои списки. В сенатском законопроекте составление такого перечня вменяется в обязанность соответствующим американским ведомствам. Но вероятность принятия такой поправки довольно большая. Она может быть неприятна значительной части российского истеблишмента, поскольку на многих людей из российской элиты и у американских, и у английских спецслужб есть достаточный компромат. Например, английские спецслужбы говорят, что у них есть материалы на людей, которые входят в окружение самого президента. Если бы был нанесен такой удар по окружению президента Медведева, то это могло бы стать также косвенным ударом по президенту Обаме. Чем больше это выглядит как косвенный удар по Обаме, тем больше каким-то людям в Конгрессе может хотеться его нанести. Так же как Обама хочет, поднимая Медведева, набирать очки внутри США, его политические противники могут, выступая против Медведева, на самом деле желать нанести удар по Обаме. Если бы «поправка Магнитского» была принята с нынешними формулировками, то фактически любого российского политика, который кому-то стал неугодным, можно было бы обвинить в недемократических процедурах и коррупции. Должны быть четкие и понятные критерии. Если Конгресс и администрация смогли бы договориться о такой конкретизации и транспарентности процедур, которые приведут к составлению подобных списков, такая поправка могла бы пройти и заменить поправку Джексона–Вэника. Думаю, что документ поддержала бы значительная часть американского делового сообщества, потому что то, с чем сталкиваются здесь американские инвесторы, уже переходит все границы.