В знак поддержки ливийского народа Эштон открыла диппредставительство ЕС в Бенгази.
Фото Reuters
В Брюсселе состоялась встреча глав МИДов стран Евросоюза. Большинство из 27 министров ополчились с критикой на высокого представителя по иностранным делам и безопасности Кэтрин Эштон. Ее недавно созданную Европейскую службу внешнего действия (ЕСВД) упрекнули в неэффективности и неоперативности. А Великобритания обвинила дипломатическое ведомство ЕС в дороговизне, заявив, что бюджет, на который оно претендует, «нелеп и смешон».
Прошедшее в понедельник заседание глав внешнеполитических ведомств ЕС стало испытанием для Кэтрин Эштон. Великобритания публично обвинила высокого представителя по иностранным делам и безопасности ЕС в том, что она просит слишком много денег и полномочий для своей ЕСВД. Замглавы МИДа этой страны Дэвид Лидингтон заявил журналистам, что «предложение Эштон увеличить бюджет службы на следующий год на 30 миллионов (до 490 миллионов евро) не пройдет». «Я думаю, что нужно быть реалистичней в том, что касается бюджета. Прибавка в 5,8%, о которой они просят, это просто смешно», – отметил он, напомнив о трудностях и долговом кризисе, которые сейчас переживают европейские страны.
Лидингтон добавил, что послы в 136 представительствах ЕСВД за пределами ЕС не должны брать на себя ответственность говорить от имени всех государств-членов без оглядки на то, какие полномочия отведены службе по Лиссабонскому договору. «Если задачи службы будут слишком амбициозными, она сможет добиться намного меньших результатов», – считает британец.
Его соотечественница Эштон защищалась, как могла, пишет EUobserver. Баронесса пояснила, что дополнительные денежные вливания необходимы ей для покрытия расходов на персонал на начальном этапе работы службы, во время которого ЕСВД продолжает работать в восьми отдельных зданиях в Брюсселе. Деньги понадобятся и на новые проекты, связанные с арабской весной, – в воскресенье в ливийском Бенгази открылось европейское диппредставительство, присутствие ЕС планируется увеличить в Египте и Тунисе. «Это предполагает работу людей на месте, что стоит денег», – заметила глава дипломатии Евросоюза.
Главы МИД Франции и Австрии Ален Жюппе и Михаэль Шпиндлеггер подвергли критике службу Эштон за низкую производительность и оперативность. Итальянский министр Франко Фраттини был одним из немногих, кто сказал, что нападки на британку несправедливы. Его бельгийский коллега Стевен Ванакере отметил, что «нельзя критиковать ребенка, который еще не умеет ходить».
Среди упреков часто фигурировали осторожность Эштон в ливийском вопросе. Однако, несмотря на эту критику, Совет ЕС не пошел на заявление о признании Переходного национального совета (ПНС) Ливии в качестве «единственного законного представителя ливийского народа». В итоговой декларации подчеркивается «важная роль, которую играет ПНС как ключевой политический представитель интересов народа Ливии». Главы МИД Европы выразили поддержку усилиям ПНС по обеспечению «базовых социальных, экономических и административных потребностей» ливийского народа.
Помимо критики ЕСВД главам МИД ЕС удалось затронуть и другие вопросы. Они расширили черные списки должностных лиц Беларуси, Ирана, Ливии и Сирии, которым запрещен въезд в Евросоюз, – в них попали 13 белорусских прокуроров и судей, окружение Муаммара Каддафи, президент Сирии Башар Асад, а также около 100 имен и компаний, имеющих отношение к иранской ядерной программе.
Кроме того, Совет министров ЕС призвал как можно скорее провести заседание «квартета» международных посредников по Ближнему Востоку. «Значительные изменения, происходящие в арабском мире, делают еще более срочной необходимость достижения прогресса в процессе мирного урегулирования на Ближнем Востоке», – говорится в заявлении Евросоюза.