В Японии усиливается антиядерное движение.
Фото Reuters
В минувший уик-энд в Токио состоялся трехсторонний саммит – встреча лидеров Японии, Южной Кореи и Китая. Премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао и президент РК Ли Мен Бак стали первыми иностранными лидерами, посетившими префектуру Фукусима после разрушительного землетрясения. Там они выразили солидарность с Японией и попросили больше не сбрасывать радиоактивную воду с пострадавшей АЭС в океан. Лидеры азиатских стран обсудили и ядерную безопасность в регионе. Китай выразил готовность способствовать скорейшему возобновлению шестисторонних переговоров и смягчению ситуации на Корейском полуострове путем диалога.
В субботу программа визита лидеров Китая и Южной Кореи была целиком посвящена последствиям стихийного бедствия 11 марта – таким вопросам, как безопасность атомной энергетики, предупреждение катастроф и качество продуктов питания. С одной стороны, гости стремились выразить солидарность и поддержку Японии, но с другой – убедиться в том, что руководство справляется с ситуацией на аварийной АЭС «Фукусима-1» и населению их стран ничего не угрожает. Напомним, Сеул и Пекин активно протестовали против сброса зараженной воды со станции в Тихий океан. Особую озабоченность вызывал тот факт, что японские власти приняли решение сбрасывать в океан большие количества радиоактивных веществ, не предупредив об этом соседние государства.
Вместе лидеры трех государств, так называемые «дальневосточные драконы», посетили спорткомплекс в городе Фукусима, в котором размещаются тысячи людей, эвакуированных из зоны в радиусе 20 км от одноименной АЭС. Чтобы продемонстрировать всему миру, что японская сельхозпродукция безопасна, они демонстративно съели выращенные здесь огурцы, правда, в небольшом количестве. Затем Ли Мен Бак направился в Натори – маленькую рыбацкую деревню, сильно пострадавшую от цунами. А его коллега из КНР Вэнь Цзябао побывал в местечке Онагава, ставшем знаменитым благодаря подвигу владельца рыболовного хозяйства Митсуру Сато – он спас 20 китайских рабочих, прежде чем погибнуть под гигантской волной. Эта героическая история вызвала большой резонанс в Китае.
Стоит отметить, что действующий премьер-министр Японии Наото Кан крайне непопулярен в пострадавших от землетрясения районах. Выжившее население полагает, что правительство бросило людей на произвол судьбы, а усилия властей по ликвидации последствий катастрофы считает провальными. Впрочем, иностранным лидерам также не удалось получить никаких гарантий того, что китайские и южнокорейские рыбаки больше не пострадают от загрязнения океана зараженной водой. Как они смогли убедиться лично, ситуация на «Фукусиме-1» далека от стабилизации. Доказательства не заставили себя ждать: как раз в субботу на АЭС произошла масштабная утечка радиоактивной воды. Она началась рано утром и длилась около 40 часов. Из резервуара третьего энергоблока станции вылилось в море по меньшей мере 250 куб. м воды с содержанием радиоактивных веществ около 20 терабеккерелей. Как заявили в компании-операторе ТЕРСО, уровень радиации превышает допустимую норму в 100 раз.
Однако главу Японии волновал не меньше вопрос экспорта японских продуктов питания. Он надеялся, что трехсторонний саммит поможет восстановить прежние показатели, что абсолютно необходимо для выхода из кризиса. Напомним, что после аварии на «Фукусиме-1» многие страны ввели ограничения на поставки аграрной продукции и морепродуктов из пострадавших районов. Однако китайский премьер Вэнь Цзябао, в знак поддержки Японии, пообещал увеличить импорт продуктов из этой страны, если получит гарантии, что они соответствуют стандартам безопасности.
Главными темами второго дня саммита стали экономическое сотрудничество и северокорейская ядерная программа. Китайский премьер выразил уверенность в том, что напряженная ситуация на Корейском полуострове может быть смягчена путем переговоров. Пекин готов активизировать контакты с Сеулом, чтобы содействовать улучшению отношений между РК и КНДР путем диалога и скорейшему возобновлению шестисторонних переговоров. В то же время Вэнь Цзябао признал, что «обстановка для возобновления встреч «шестерки» (КНР, КНДР, Южная Корея, Россия, США и Япония) все еще остается хрупкой». Президент Южной Кореи Ли Мен Бак в своем выступлении по итогам саммита также выразил готовность «упорно работать в интересах денуклеаризации КНДР».