Барак Обама вряд ли сможет гарантировать сотрудничество по ПРО с Москвой до своего переизбрания.
Фото Reuters
Как стало известно вчера, четыре сенатора написали письмо в Пентагон. Они требуют ознакомить их с подробностями концепции развертывания радара системы противоракетной обороны США «в Грузии или Армении». О том, что дислокация РЛС в этих странах несет «преимущества» для ПРО США, им сообщил высокопоставленный представитель американского Агентства противоракетной обороны.
Авторы письма на имя первого замминистра обороны США Джеймса Миллера – влиятельные законодатели – сенаторы Джон Кайл, Марк Кирк, Джон Баррассо и Джим ДеМинт. Кайл, как известно, был в авангарде республиканцев, которые выдвигали администрации Барака Обамы условия при ратификации Сенатом Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3). В своей поправке к резолюции Сената об одобрении СНВ-3 Кайл предлагал не включать в потолок для развернутых и неразвернутых МБР и БРПЛ мишени для испытания ПРО. Тогда он сетовал: «О чем бы президент Обама ни договаривался с русскими или с кем-то еще, мы не осмеливаемся вносить свои поправки, поскольку иначе придется проводить новые переговоры – и почему-то во вред всему человечеству».
На этот раз, как сообщает агентство AFP, которое ознакомилось с текстом письма, Кайл со товарищи потребовали от Пентагона предоставить им «все рабочие материалы, которые обсуждаются с русскими», включая проект Соглашения о сотрудничестве по ПРО (MDCA) и проект Соглашения об оборонном технологическом сотрудничестве (DTCA). По информации «НГ», в рамках российско-американской президентской комиссии в группе Рябков–Таушер идет работа над текстами этих документов. Однако пока стороны, судя по всему, не обменивались своими вариантами для выработки совместной версии.
Содержащиеся в письме ссылки на мнение Управления директора национальной разведки США от 2010 года о том, что «отдельные российские предприятия продолжают оказывать Ирану содействие в развитии его баллистических ракетных программ», вероятно, призваны подчеркнуть, что сенаторы не доверяют Москве и опасаются за безопасность «чувствительных американских данных и систем в любом окончательном соглашении о сотрудничестве с Москвой».
Интересна также их ссылка на высказывание высокопоставленного представителя Агентства ПРО США о том, что развертывание радара «в Грузии либо Армении несло бы существенные преимущества для ПРО США». Сенаторы попросили у Пентагона дополнительную информацию по этому вопросу.
По словам генерал-полковника Виктора Есина, бывшего начальника Главного штаба РВСН, чем ближе радар к Ирану, тем скорее можно будет получить информацию о пуске иранских ракет и тем выше будет эффективность создаваемой системы ПРО. Грузины ранее заявляли, что готовы рассмотреть размещение такой РЛС. Видимо, они потребуют взамен обеспечить вооруженную защиту Грузии. «Насколько мне известно, американцы понимают, что это вызвало бы крайне негативную реакцию РФ, и сейчас уговаривают турок разместить радар, тем более что Турция – член НАТО. Возможно, в Турции РЛС была бы эффективнее из-за большей близости к Ирану», – считает эксперт. Он полагает маловероятным размещение радара в Армении, входящей в ОДКБ.
«В политическом отношении развертывание РЛС в Грузии для нас было бы щелчком. Но в военно-техническом отношении ущерба это нам не несет. Вот если бы США вместе с радарами поставили комплексы «Стандарт» с дальностью перехвата в перспективе до 1 тысячи км, нужно было бы протестовать», – говорит собеседник «НГ». Впрочем, и существующие «Стандарты» с дальностью стрельбы 300 км могли бы представлять угрозу российским военным базам в Абхазии и Южной Осетии, так как они способны сбивать самолеты.
Как дальше будет развиваться система ПРО – пока до конца не понятно. Поэтому кажутся справедливыми требования Москвы, озвученные в понедельник постпредом РФ при НАТО Дмитрием Рогозиным, а ранее – замминистра обороны Анатолием Антоновым о необходимости юридических гарантий ненаправленности системы ПРО против России. «Вашингтон говорит, что не может дать такие юридические гарантии, так как они не получат одобрения Конгресса. Кроме того, в американском Обзоре по ПРО записано, что никакая страна не может наложить на США ограничений в развертывании ПРО», – разъясняет ситуацию Виктор Есин.
Конечно, верить американцам на слово не стоит. Но, по оценкам экспертов, система, которую планируют развернуть в Европе США, до 2020 года не окажет девальвирующего воздействия на российский потенциал ядерного сдерживания. А все еще возможное минимальное сотрудничество с США дает надежду, что у Москвы будет рычаг, чтобы американцы дальше не создавали нам неожиданных серьезных осложнений. В противном случае они могут поступать по своему усмотрению.
Рогозин выразил мнение, что компромисса достичь удастся. По его словам, Дмитрий Медведев и Барак Обама обсудят ситуацию в области ПРО на саммите «большой восьмерки» в конце мая в Довиле. Для успеха консультаций российскому и американскому лидерам необходимо определиться с принципами сотрудничества и рамками взаимодействия по ПРО. Без этого политического решения переговорщики увязнут во взаимных притязаниях. Однако, по мнению Виктора Есина, перед выборами Обама вряд ли решится на подписание Совместного понимания по ПРО. Скорее всего консультации сторон на более низком уровне продолжатся, но реальное продвижение вряд ли возможно до переизбрания Обамы.