Фото: Reuters
Сексуальный скандал, в центре которого оказался директор-распорядитель Международного валютного фонда (МВФ) Доминик Стросс-Кан, еще раз доказывает, что от сумы и от тюрьмы никто не застрахован. Авторитетный финансовый деятель и возможный кандидат на пост президента Франции арестован в Нью-Йорке по обвинению в попытке изнасилования горничной отеля. Пока он пребывает в тюрьме на острове Райкерс-Айленд, в высоких сферах, где он вел дела, прикидывают, кто мог бы его заменить в кресле руководителя одной из главных международных финансовых структур.
Многие члены МВФ хотят изменить давний порядок, при котором главой МВФ становится исключительно европеец, а его первым заместителем – американец. Ряд заявок на официально не освободившийся кабинет Стросс-Кана уже сделан. Spiegel-Online сообщает, что своих кандидатов выдвинули Индия, Мексика и ЮАР. В числе возможных претендентов называют также министра экономики и финансов Франции Кристин Лагард. Но ее шансы, по-видимому, невелики – ведь трое из пяти последних глав МВФ были французами.
В Берлине раскладывают целый пасьянс. Бывшего министра финансов Пеера Штайнбрюка называют сразу и возможным социал-демократическим кандидатом в канцлеры, и перспективным преемником Стросс-Кана. Либералы предлагают на место Стросс-Кана отставного президента Бундесбанка Акселя Вебера. Газета Bild упоминает весомые фигуры – шефа Европейского банка реконструкции и развития Томаса Мирова и главы Deutsche-Bank Йозефа Аккермана.
Пока это все пристрелка, но также и начало неизбежных открытых и подковерных схваток. По мнению аналитиков, в решении этого вопроса активную роль намерены играть Индия, Бразилия и Китай. Пекин уже включился в дискуссию. Представитель китайского МИД Чанг Ю заявила, что выбор руководства МВФ должен быть «честным, прозрачным и компетентным» и что Китай «принял ситуацию к сведению».
Вопрос небезразличен и для России, члена МВФ с 1992 года. В 2007 году Москва не поддержала назначение Стросс-Кана. Этот деятель предлагал снизить нашу квоту в Фонде до уровня Таиланда. Влияние России в организации и так невелико (2,69% голосов), что не отражает ее веса и роли в сегодняшнем мире, как, впрочем, и ряда других государств. Саммит «двадцатки» в Питтсбурге еще полтора года тому назад подчеркнул: необходима модернизация структуры управления Фондом. Это было объявлено «главным элементом усилий по укреплению легитимности, авторитета и эффективности МВФ». Но пока дальше косметики (в виде максимум пятипроцентного перераспределения квот в МВФ в пользу развивающихся стран) особых новшеств не заметно.
Независимо от исхода дела Стросс-Кана, замена главы МВФ неизбежна. Его отставки открыто потребовала вчера министр финансов Австрии Мария Фектер. Британский премьер Дэвид Кэмерон вроде бы готов отдать главный пост в МВФ неевропейцу. А канцлер Ангела Меркель озвучила в понедельник другую позицию: «Мы знаем, что пороговые страны через некоторое время наверняка смогут претендовать как на пост шефа МВФ, так и Всемирного банка. Но я думаю, что в настоящее время имеются веские основания исходить из того, что Европа имеет хороших кандидатов». В этом ее поддержал министр финансов Бельгии Дидье Рейндерс.
Возникшая ситуация неожиданно открывает возможность подвергнуть, наконец, реформированию механизм МВФ. В Фонде состоят 185 стран. Фактически первую скрипку в нем до сих пор играют США. Как правило, их поддерживают главные державы ЕС. Вместе они могут рассчитывать при принятии решений МВФ на 50% голосов.
Официально за большинство решений отвечает Исполнительный совет МВФ, состоящий из 24 директоров. Своих представителей в нем вправе назначать только восемь стран с наибольшими квотами в Фонде. Это США, Япония, Германия, Франция, Великобритания, Китай, Россия и Саудовская Аравия. Остальные 176 государств-членов разбиты на 16 групп, каждая из которых выбирает одного директора, уполномоченного всей группой (например, Бразилия представляет таким образом девять стран). Несовершенства теперешней структуры обуславливают нехватку должной прозрачности и демократичности в работе Фонда, который критикуют сами его члены. Пока еще рано говорить о выполнении поставленной в Питтсбургской декларации задачи: так распределить квоты в МВФ, чтобы они соответствовали весу его членов в мировой экономике, с учетом высоких темпов роста динамичных новых рынков.
Отсутствие главы МВФ на заседаниях руководителей финансовых ведомств группы стран евро, а затем министров ЕС, состоявшихся в понедельник и вторник в Брюсселе, не сказалось на их работе. Достаточно было замдиректора фонда Немата Шафика. Министры еврогруппы утвердили пакет помощи Португалии на 78 млрд. евро, сопроводив его обязательными к выполнению условиями жесткой экономии. А Греции предъявлен ультиматум о незамедлительной приватизации, от которой ждут 50 млрд. евро. Окончательное решение по помощи Греции отложено до июньского саммита ЕС.