Весть о мире между двумя палестинскими силами, ФАТХ и ХАМАС, противостоявшими друг другу в течение четырех лет, взбудоражила Ближний Восток. Палестинцы говорили вчера о новой странице в истории, которая позволит покончить с израильской оккупацией и провозгласить собственное государство. Тель-Авив, в свою очередь, опасался, что «вооруженные террористы» наводнят территорию автономии.
Четвертого мая в Каире должно состояться официальное подписание соглашения о палестинском национальном примирении. Его участниками выступят основные политические силы – партия ФАТХ, которая контролирует ситуацию на Западном берегу Иордана, и экстремистское движение ХАМАС, захватившее власть в секторе Газа в 2007 году.
О достижении консенсуса представители ФАТХ и ХАМАС заявили в Египте в среду вечером.
Как заявил «НГ» представитель Палестинской национальной администрации Гассан Хатиб, соглашение – позитивный шаг и для палестинцев, и для мирного процесса с Израилем. «Соглашение также на пользу попыткам добиться признания Палестины как независимого государства в ООН в сентябре. Палестинцы ведь не могут просить о признании, будучи разделенными. Сейчас палестинцы оказываются в лучшей позиции, чтобы просить о независимости и о возможном возобновлении мирных переговоров с Израилем», – сказал Хатиб.
Отметим, что руководство Израиля восприняло весть из Каира негативно. Премьер Беньямин Нетаньяху заявил, что ПНА во главе с Махмудом Аббасом должна выбрать: либо мир с Израилем, либо мир с ХАМАС. ХАМАС, как известно, не признает права Израиля на существование в отличие от ФАТХ. Министр иностранных дел Израиля Авигдор Либерман вчера предупредил, что ХАМАС может установить контроль и над Западным берегом Иордана. А в результате освобождения ФАТХ из тюрем сотен активистов ХАМАС Западный берег «наводнят вооруженные террористы, к чему должна быть готова армия обороны Израиля».
Освобождение заключенных – один из пунктов соглашения ХАМАС и ФАТХ. По словам Хатиба, соглашение базируется на давнем египетском предложении, которое долгое время отвергалось ХАМАС. «В нем содержится договоренность о создании комитета по реформированию Организации освобождения Палестины и проведении выборов в ПНА, которые пройдут через год. Также есть пункт о формировании переходного правительства, в которое при одобрении обеих основных сил войдут главным образом технократы. Кроме того, принято решение о создании комитета по безопасности для координации деятельности палестинских силовых структур», – заявил «НГ» представитель ПНА.
Руководитель Центра изучения Израиля центра «Аль-Ахрам» (Каир) Имад Гад в интервью «НГ» отметил, что межпалестинская сделка стала возможной благодаря новому внешнеполитическому курсу Египта, «который теперь будет играть активную роль, не будучи связанным израильским и американским ограничениями». Напомним, что свергнутый в феврале этого года президент Египта Хосни Мубарак считался одним из союзников США на Ближнем Востоке. Мубарак также воспринимался в Израиле как партнер, с которым можно было найти общий язык. Кроме того, экс-президент АРЕ не жаловал главного врага израильтян – движение ХАМАС – и фактически покровительствовал фатховцу Аббасу. «Сейчас ХАМАС доверяет Египту и готов подписать соглашение о примирении», – завил Имад Гад.
Есть логика и в объяснении Либермана: он полагает, что перспектива прихода к власти в Египте «Братьев-мусульман» (идеологически близких ХАМАС) пугает Аббаса. А глава политбюро ХАМАС Халед Мешааль обеспокоен беспорядками в Сирии, президент которой Башар Асад, по мнению Либермана, патронирует Мешааля. Как бы то ни было, факт, что арабская весна меняет карту Ближнего Востока и уже добралась до самого сложного конфликта – палестино-израильского.
Вряд ли можно полностью согласиться с оптимистичными арабскими оценками влияния сделки на мирное урегулирование. Так, Имад Гад не согласен с мнением Нетаньяху, что каирские договоренности не гарантируют мира. «Мира на Ближнем Востоке сейчас и так нет!» – восклицает он. Но, с другой стороны, заявления высокопоставленных представителей ХАМАС, сделанные в среду, по крайней мере пока не позволяют надеяться на то, что каирский мир палестинцев позволит им в скором времени прийти к согласию с израильтянами. Участник переговоров в Египте со стороны ХАМАС Махмуд Захар подчеркнул: «Наша программа не включает ни переговоры с Израилем, ни его признание... Временное национальное правительство не сможет работать над мирным процессом с Израилем».
Специалист из «Аль-Ахрама», в свою очередь, предположил, что ХАМАС все же попытается прислушиваться к требованиям квартета ближневосточных посредников (РФ, США, ООН и ЕС). Но может ли будущее руководство ПНА рассчитывать на поддержку квартета и его ключевого участника – США? Показателен комментарий представителя Совета национальной безопасности Томми Виетора. Он сказал, что Вашингтон «поддерживает межпалестинское примирение, однако считает ХАМАС террористической организацией». Позиция США, по словам Виетора, остается прежней: чтобы играть конструктивную роль в достижении мира, любое палестинское правительство должно согласиться с принципами «квартета», отказаться от насилия, соблюдать предыдущие соглашения и признать право Израиля на существование.
Выборы нового главы ПНА и депутатов палестинского законодательного совета должны состояться где-то в первой половине 2012 года, когда и президент США, и Конгресс будут активно готовиться к своему осеннему голосованию. Известно, что кандидат в президенты США не может в такой деликатный период давить на Израиль, если, конечно, он хочет победить на выборах.