Газета Wall Street Journal провела расследование, согласно которому авария на японской АЭС «Фукусима-1» произошла по вине компании TEPCO. Первый взрыв спровоцировало промедление ее инженеров. Аварийный сброс радиоактивного пара на первом реакторе был произведен слишком поздно из-за бюрократизированной системы принятия решений и традиций японской корпоративной культуры.
Сопоставив инструкции и действия инженеров-ядерщиков, специалисты из США и Японии пришли к выводу, что оператор АЭС сознательно допустил превышение уровня давления в первом реакторе и слишком поздно начал осуществлять выбросы пара в атмосферу. По данным газеты, к 02.30 по местному времени 12 марта давление превысило установленный лимит уже в два раза – только тогда руководство TEPCO приняло решение начать процедуру выбросов пара в атмосферу, чтобы понизить давление в реакторе. Однако на согласование этой меры с властями страны понадобился еще час. Сброс удалось начать только через семь часов, так как в отсутствие энергоснабжения клапаны высокого давления пришлось открывать вручную. В итоге на сброс пара ушло еще 12 часов. Примерно еще через час в здании реактора прогремел взрыв, в результате которого произошел масштабный выброс высокорадиоактивных элементов. Повышенное давление повредило клапаны, и в помещение блока попал водород, вследствие чего произошла череда взрывов. Радиоактивные частицы распространились далеко за пределы АЭС. Зона в радиусе 20 км от «Фукусимы» закрыта для посещений.
В TEPCO подтвердили информацию, что давление в реакторе превышало в два раза допустимую норму, сообщает РИА Новости. Однако в компании считают, что действия ее работников были правильными и соответствовали всем инструкциям. Специалисты руководствовались установкой, что выброс высокорадиоактивных веществ в атмосферу – это крайняя мера, которая приводит к загрязнению окружающей среды радиоактивными элементами. Поэтому не спешили понижать давление в энергоблоках.
Эксперты Wall Street Journal отмечают, что японские инструкции сильно отличаются от американских, корейских или тайваньских – в этих странах аварийный сброс следует начинать до того, как давление поднимется до предельного уровня. Японское положение якобы опирается на проведенные в Японии испытания, согласно которым оборудование реакторов выдерживает давление, в два раза превышающее допустимые нормы. Тем временем Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) заявило, что не имеет конкретных рекомендаций по сбросу пара и не комментирует адекватность мер, принятых в странах-участницах.
После публикации газеты губернатор префектуры Фукусима Юхеи Сато заявил, что больше никогда не позволит ТЕРСО возобновить эксплуатацию АЭС «Фукусима-1». В ответ президент компании Масатака Симидзу извинился перед жителями за аварию, случившуюся после разрушительного землетрясения. Симидзу и председатель правления Цунэхиса Кацумата намерены в будущем уйти в отставку, взяв на себя груз ответственности за разразившийся в Японии атомный кризис. Руководители компании также рассказали вчера, что TEPCO ожидает стабилизации ситуации на аварийных энергоблоках в течение шести–девяти месяцев, а существенного снижения уровня радиации в районе АЭС – в течение трех месяцев. Пока же на «Фукусиме» продолжаются восстановительные работы и уборка радиоактивного мусора, она завершится к июлю, сообщил в воскресенье телеканал NHK. На местах завалов на АЭС работают уборочные машины, управляемые дистанционно с 6 апреля. В компании пока не решили, где будет храниться весь небезопасный мусор и как его вывезти с АЭС. Представители TEPCO продемонстрировали журналистам карту электростанции, на которой помечены места с различными уровнями радиации. Так, в районе фрагмента бетонной конструкции у энергоблока № 3 зафиксирована опасная для человека радиация в 900 миллизивертов в час.