Сергей Кириенко вынужден отвечать за немецкое оборудование в Бушере.
Фото Reuters
Министр иностранных дел Ирана Али Акбар Салехи подтвердил, что на первой иранской АЭС «Бушер» возобновилась загрузка ядерного топлива. По его словам, реактор будет находиться «в режиме испытания» с 5 по 10 мая. Тем временем в парламенте Ирана сообщили, что «Бушер» будет полностью включен в национальную систему энергоснабжения к середине лета. В Москве звучат более сдержанные оценки.
Вчера было распространено заявление по АЭС «Бушер» министра иностранных дел Ирана Али Акбара Салехи. В прошлом он занимал пост руководителя Организации по атомной энергии Ирана и следил за ходом строительства этой первой АЭС в стране. Он подтвердил, что в минувшую пятницу началась загрузка тепловыделяющих сборок в активную зону реактора.
Напомним, что ранее в этом году топливо было выгружено по настоянию российских атомщиков. ЗАО «Атомстройэкспорт» – компания, готовящая станцию к пуску, заявила, что это «необходимая мера предосторожности после того, как российскими специалистами были обнаружены повреждения внутренних элементов одного из насосных агрегатов расхолаживания». Предполагалось, что металлические частицы (преимущественно стружка размером менее 3 мм) могли вместе с водой проникнуть в корпус реактора. Для исключения возможных последствий тепловыделяющие сборки были выгружены из реактора и промыты, корпус реактора очищен.
В «Атомстройэкспорте» подчеркивают, что причинами выхода из строя насосного агрегата стали особенности конструктивного исполнения. Данные насосные агрегаты являются частью оборудования, поставленного на площадку АЭС «Бушер» в 1970-е годы немецкой фирмой Siemens, и которое, по условиям контракта, российская сторона была обязана интегрировать в проект. Однако специалисты не гарантируют, что не возникнет новых проблем. «Никто не даст 100-процентной гарантии, что какое-то из интегрированного оборудования 30-летней давности не поведет себя так же, как тот немецкий насос», – заявил «НГ» источник в российской атомной промышленности в ответ на вопрос, когда следует ожидать энергетического пуска «Бушера». Известно, что от загрузки топлива до энергетического пуска АЭС, то есть момента, когда станция дает первый ток в энергетическую систему страны, проходит около двух месяцев. За это время должны быть проведены испытания оборудования первого и второго контуров на плотность, вывод реакторной установки на минимально контролируемый уровень мощности, толчок турбины и синхронизация с сетью.
Но в этот срок можно уложиться только в том случае, если все пойдет нормально. Не возникнет ли, например, вибрации турбины, вращение которой обеспечивает работу генератора? По словам источника, турбина в «Бушере» представляет собой «нестандартный образец, другой такой же нет ни на одной станции, поскольку российский поставщик вынужден был вписывать турбоагрегат в немецкое проектное решение по компоновке машзала». На интеграции оборудования настаивали сами иранцы, чтобы сэкономить.
Но иранские политики, похоже, уверены в скором успехе. Так, вчера газета Tehran Times привела слова влиятельного парламентария, члена комитета по национальной безопасности и международным делам Меджлиса Казема Джалили. «По последним сообщениям, первая стадия подключения АЭС «Бушер» к национальной энергетической сети начнется в конце апреля. И станция будет полностью подключена к национальной сети в середине лета», – сказал Джалили.
В свою очередь, в Росатоме «НГ» сообщили, что все работы по подготовке пуска АЭС в Иране идут по согласованному Москвой и Тегераном графику. «У иранских специалистов по этому поводу нет вопросов к работающим на площадке специалистам «Атомстройэкспорта», потому что они понимают: главное – не срок, а надежное и безопасное функционирование станции», – заявил «НГ» директор департамента коммуникаций госкорпорации Росатом Сергей Новиков. Он не стал уточнять конкретных сроков, заложенных в этом графике. Глава Росатома Сергей Кириенко неоднократно заявлял, что Россия завершит проект в Бушере так быстро, как это позволят сделать технические условия.