Сегодня и завтра в Брюсселе пройдет саммит Европейского союза. Этой встрече придается особое значение. Главам государств и правительств 27 государств сообщества предстоит рассмотреть и утвердить пакет реформ. С их помощью надеются преодолеть затянувшийся кризис европейской валюты, укрепить бюджетную дисциплину и гарантии против банкротств, вернуть и обеспечить на будущее стабильное развитие ЕС.
В последнее время японская трагедия и североафриканские катаклизмы, особенно ливийский кризис, отодвинули проблемы ЕС в медийную тень. Однако отложить их сообщество не могло. Несмотря на все принимавшиеся меры, кризис евро продолжался. Угроза госбанкротств греко-ирландского типа не устранена. Бюджетные дефициты и гигантские долги превышают все допустимые пределы.
Новые потрясения в мире в определенном смысле даже форсировали поиск решения собственных дел ЕС. Итог налицо: в основном согласованный пакет реформ. Теперь слово за саммитом 24–25 марта. Ожидается, что высший орган сообщества в составе глав государств и правительств 27 стран-участниц утвердит предлагаемые решения.
Они представляют собой триединый комплекс. Во-первых, это предложения, касающиеся укрепления действующего и создания долгосрочного механизмов поддержки стран евро, которым грозит или будет грозить неплатежеспособность. Другая договоренность имеет в виду более строгие правила действующего Пакта стабильности, чтобы поставить заслон накоплению госдолгов. Третий элемент – так называемый Пакт конкурентоспособности, предлагающий координацию социально-экономической политики стран евро.
Наиболее сложной материей пакета реформ является создание Европейского механизма финансовой стабилизации (ЕМФС). Он будет задействован с 2013 года. Но для этого еще предстоит внести изменения в Лиссабонский договор, играющий в ЕС конституционную роль.
Накануне саммита удалось договориться о финансовых параметрах ЕМФС. Он будет иметь свой отдельно управляемый фонд объемом в 700 млрд. евро. При этом уставный капитал составит 80 млрд. евро, а остальное – это гарантии государств-участников. Однако установлено, что ЕМФС сможет располагать реальными кредитными возможностями в 500 млрд. евро.
Параллельно саммиту предлагается увеличить действующий Стабфонд. Его еврокредитный уровень хотят поднять с 250 млрд. до 440 млрд. Оказавшаяся на грани банкротства Греция, как известно, субсидировалась отдельно. Пока Стабфондом воспользовалась только Ирландия. Исчерпаны еще не все средства Стабфонда, но его увеличивают. С одной стороны, это сигнал для успокоения спекулятивных финансовых рынков. С другой – отражение боязни, что денег не хватит, поскольку финансовый крах по-прежнему грозит ряду стран ЕС. Предрекают, что со дня на день помощь может попросить Португалия.
В целом меры поддержки нуждающихся стран еще более жестко увязываются с их бюджетной подотчетностью, обязательствами приватизации госимущества, повышением налогов, сокращением социальных затрат. Все это призвано также обеспечить сообществу больший авторитет и свободу маневра как в европейских, так и мировых делах.
Самая новая часть пакета реформ – Пакт конкурентоспособности. Его идея заключается в том, что обеспечение стабильности европейской валюты требует большей координации и согласованности стран еврозоны в социальной и экономической политике. Это предложение Германии было первоначально встречено в штыки многими партнерами ЕС. Отличия в уровне их развития, социально-экономических возможностей и даже обычаев объективно не допускают унификации по немецкому образцу.
Берлину пришлось уступить. Пакт конкурентоспособности по сравнению с первоначальным вариантом несколько размыт. Согласование социально-экономической политики не носит обязательного характера. Соответствующие намерения оставлены на усмотрение глав правительств. Однако настояниями бундесканцлерин Ангелы Меркель предложенный пакт включен составной частью в пакет реформ. Тем самым, считает она, «главная просека прорублена». Тема зафиксирована и так или иначе включена в будущую повестку дня.
Чтобы свести воедино позиции 27 стран, потребовалось немало гибкости, маневрирования и уступок. Острый торг развернулся по вопросу о долевом участии в будущем фонде Европейского механизма финансовой стабилизации. После интерпелляции Словакии пришлось, как сказал глава еврогруппы Жан-Клод Юнкер, пойти на «корректировку доли стран, подушевой доход в которых значительно ниже среднего уровня в ЕС». Действующему и будущему «фондам спасения» будет разрешено напрямую выкупать госзаймы стран-должников. Это поможет последним избежать спекулятивных процентных требований финансового рынка.
Особенность пакета реформ состоит в том, что их базой является группа 17 стран еврозоны. Они участвуют в обоих «фондах спасения» банкротов. В тех же рамках имеется в виду заключить Пакт конкурентоспособности. Его участники будут раз в год проводить собственные саммиты. Там не будет Великобритании и еще девяти стран. Легко предположить, как возрастет роль Германии и Франции в узком кругу, а опосредствованно и в ЕС вообще.
Приведут ли подготовленные решения к желаемому результату – гарантий нет. Вместе с тем выработка нового пакета реформ, достигнутая вопреки всем спорам, разногласиям, пессимизму в отношении судьбы евро, вновь подтверждает жизнеспособность и внутреннюю динамику ЕС.