Радиационный фон в Токио вчера превысил норму.
Фото Reuters
Япония обратилась к США и МАГАТЭ за помощью в охлаждении реакторов на АЭС «Фукусима дай-ити». Если процесс перегрева не удастся взять под контроль, реактор может взорваться, как «грязная бомба». Эксперты не исключают вероятности прожигания герметичного железобетонного контейнера, в который заключен реактор, с последующим заражением почвы и моря. Сообщается, что в Токио началась паника. Власти Японии пытаются успокоить население.
Японское агентство по атомной и промышленной безопасности заявило, что вчера рано утром на втором реакторе пострадавшей в результате землетрясения АЭС «Фукусима дай-ити» прогремел взрыв. Ранее водород взрывался на первом и третьем энергоблоках той же АЭС. Этот легковоспламеняющийся газ выделяется при снижении уровня воды, охлаждающей реактор, и оголении топливных сборок.
Генеральный секретарь кабинета министров страны Юкио Эдано заявил, что камера снижения давления получила повреждения. Об этом сообщает NHK. Эксперты отмечают, что такое повреждение может привести к утечке радиации.
Уровень радиации у главных ворот «Фукусима дай-ити» вчера в 8 часов 31 минуту утра, уже после взрыва, достиг 8217 микрозивертов. В таких условиях люди за один час получают облучение, превышающее восьмилетнюю естественную дозу. Но уже в 8 часов 35 минут он упал до 2400 микрозивертов. Причина резких колебаний пока не известна. Тем временем вчера возгорание было зафиксировано на четвертом реакторе АЭС.
Он был остановлен до землетрясения. Однако отработавшее ядерное топливо по-прежнему находится на объекте. Японские атомщики не могут обеспечить нормальное охлаждение хранилища этого ОЯТ. Кроме того, сбои в работе системы охлаждения отмечаются в работе пятого и шестого энергоблоков этой электростанции.
Вчера стало ясно, что японские специалисты не в состоянии сами охладить реакторы. Токио обратился за помощью к МАГАТЭ и США, которые обещали оказать содействие.
В чем заключается опасность перегрева реактора и оплавления топливных сборок? С этим вопросом «НГ» обратилась к гендиректору ГК «Атомпромресурсы» Андрею Черкасенко. «При оплавлении идет разогрев реактора. Повышается вероятность парового взрыва, поскольку для охлаждения используется вода. Можно говорить об эффекте герметично запаянного самовара – если начать нагревать его, то он в какой-то момент взорвется. Это самая неприятная вещь, которая может случиться. Фактически это был бы взрыв «грязной бомбы», – отметил эксперт. На вопрос: «То есть было бы, как в Чернобыле?» Андрей Черкасенко ответил: «Да. В реакторе за год эксплуатации накапливается столько радиоактивности, что это сопоставимо с бомбой в 20 килотонн – той, что была сброшена на Хиросиму. Вся территория вокруг АЭС оказалась бы заражена, радиоактивные частицы также разносило бы ветром».
В разрушенной землетрясением стране вчера были зафиксированы новые толчки. Фото Reuters |
По словам Андрея Черкасенко, возможен и иной вариант развития событий. «Реактор находится в железобетонном герметичном контейнере. В случае оплавления активной зоны реактора радиоактивные материалы могут прожечь стенки и выйти за пределы контейнера. Это будет очень серьезное заражение. Потребуются колоссальные расходы, чтобы купировать и ликвидировать последствия», – говорит собеседник «НГ».
Наконец, реактор может стать недееспособным, но продолжать сильно фонить. Чтобы полностью провести его очистку, потребуются огромные усилия. При этом АЭС эксплуатироваться не будет. Но негативное воздействие на обслуживающий персонал и окружающую среду окажется неизбежным.
Специалисты считают, что у японцев фактически нет иного выбора, кроме как продолжать заливать греющиеся реакторы морской водой с борной кислотой. А это значит, что оператору АЭС придется и дальше периодически стравливать образующийся радиоактивный пар в атмосферу. Высока вероятность, что дальше он будет становиться все более ядовитым. «Циркониевые ТВЭЛы герметичны. Основная радиация находится внутри этих сборок. В случае оплавления ТВЭЛов все актиноиды – продукты полураспада – радиоактивные йод, цезий – могут подниматься с паром и заражать территорию. А пар придется выпускать, чтобы не допустить увеличения давления и взрыва реактора», – разъясняет ситуацию собеседник «НГ».
На аварийных японских реакторах уже произошло частичное оплавление топлива. Агентство по атомной и промышленной безопасности Японии вчера сообщило, что топливные стержни внутри второго реактора показались над водой примерно на 2 метра 70 сантиметров. Это почти половина всей длины топливных сборок.
Тем временем власти расширили до 30 км зону вокруг аварийной АЭС, жителям которой рекомендовано эвакуироваться либо не покидать своих домов. В пределах 20 км эвакуация обязательна. Также введен запрет на полеты в 30-километровом радиусе от места аварии. Некоторые СМИ сообщили вчера, что в Токио, расположенном в 250 км от АЭС «Фукусима», началась паника. Власти пытались успокоить население: они признавали, что фон в столице выше нормы, однако пока не угрожает здоровью человека. При этом премьер Наото Кан предупредил, что существует «очень высокий риск» новых выбросов радиации.