0
1334
Газета В мире Интернет-версия

18.02.2011 00:00:00

Тегеранский ядерный раскол

Тэги: иран, ядерная программа


иран, ядерная программа Завод по обогащению урана в Натанзе. Эксперты не уверены, что у Ирана исключительно мирная программа.
Фото Reuters

Спецслужбы США пришли к выводу, что Иран, возможно, возобновил исследовательские работы с целью изготовления ядерного оружия. Однако в новой Национальной разведывательной оценке США говорится, что военная программа вряд ли запущена в полном объеме, поскольку иранское руководство оказалось расколото по этому вопросу. В Вашингтоне предполагают, что ядерные споры в Тегеране – результат действия санкций. Эксперт «НГ» усомнился в этом.

О выводах американских разведчиков вчера сообщила газета Wall Street Journal. В новой Национальной разведывательной оценке США (НРО) – документе, который сообща готовят все разведслужбы страны, – говорится, что Тегеран не только расширил свою программу по обогащению урана, но и, возможно, возобновил исследования в сфере военного применения атома.

Однозначных оценок не приводится. Главный вывод, который делают в Вашингтоне: внутри иранского режима сейчас ведутся ожесточенные споры о том, следует ли двигаться по пути обретения ядерной бомбы.

Напомним, что в 2007 году обнародованные выдержки из НРО вызвали крупный политический скандал: тогда спецслужбы США сообщали, что Иран еще в 2003 году прекратил работы по созданию ядерного оружия. В нынешнем документе отмечается, что по крайней мере некоторых иранских лидеров беспокоит перспектива народных беспорядков, в частности вызванных введенными против Ирана международными санкциями. Это и сеет раздор в руководстве страны. Очевидно, нельзя исключать, что публикация – попытка обеспечить поддержку ужесточению санкций СБ ООН в отношении иранского руководства.

Как заявил «НГ» руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Алексей Арбатов, выводы НРО могут быть чрезмерно политизированными. «Они могут как соответствовать действительности, так и не соответствовать ей», – сказал собеседник «НГ». При этом сам Арбатов исходит из того, что Иран «ведет дело к тому, чтобы стать на порог создания ядерного оружия». Отказ Тегерана подчиниться резолюциям СБ ООН, требующим приостановки его ядерной программы, его заявления о планах построить новые предприятия по обогащению урана диссонируют с утверждениями персов об исключительно мирной направленности их программы.

«Иран понимает, что, если он выйдет из Договора о нераспространении ядерного оружия, выдворит международных инспекторов, он спровоцирует очень жесткие санкции. Поэтому Тегеран предпочитает двигаться тихой сапой, делать шаг назад, потом два шага вперед. Эту тактику Тегеран достаточно успешно осуществляет на протяжении последних шести лет», – объясняет поведение ИРИ Арбатов. Главная надежда иранцев – вызвать раскол между постоянными членами СБ ООН, чтобы они не могли вводить новые санкции.

По мнению собеседника «НГ», предположения, что санкции замедлили ядерную программу Ирана, необоснованны. Арбатов считает самым важным событием последнего времени, повлиявшим на расчеты Тегерана, отказ России завершить сделку по поставке комплексов С-300 Исламской Республике. «Для Ирана это был серьезный сигнал, что он не может бесконечно играть с Россией, европейскими странами, стравливать и обманывать их». В итоге сейчас наблюдается некоторое снижение публичной активности Тегерана по ядерной теме, что позволяет предположить: иранское руководство действительно находится в глубоком раздумье.

Специалист полагает, что необходимо идти тем же курсом. «Ирану надо дать понять, что после шести принятых резолюций будет переход на качественно новый уровень, принятие очень жестких санкций, за которыми, если Иран не остановится, могут последовать и действия в соответствии со статьей 42 Устава ООН, то есть применение блокады и даже военной силы», – подчеркнул наш собеседник. Он считает дальнейшее подобное поведение Ирана в ядерной сфере «совершенно нетерпимым».

Ранее на этой неделе глава МИД России Сергей Лавров подчеркнул: важно достичь полной ясности в том, что ядерная программа Ирана не имеет военного компонента. «Это абсолютно неотвратимая цель и наша неизбежная задача», – заключил он. В то же время пока официальная Москва говорит о перспективах новых санкций без оптимизма. Так, по словам Лаврова, практические возможности подвергать санкциям тех, кто причастен, даже косвенно, к иранской ядерной программе, исчерпаны. «Дальнейшие санкции будут означать удушение иранской экономики и создание социальных проблем для населения. Мы их поддержать не сможем, говорю об этом честно», – предупредил министр.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1492
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
938
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
670
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
925

Другие новости