Тим Гайтнер подстрекал Бразилию к валютному противостоянию с КНР.
Фото Reuters
Министр финансов США Тим Гайтнер совершил в понедельник поездку в Бразилию. Он выступил с предостережением об опасности, создаваемой для мировой экономики заниженным обменным курсом юаня. Демарш Вашингтона оценивается экспертами как попытка ослабить позиции КНР на предстоящей встрече «двадцатки».
В ходе однодневного пребывания в городе Бразилиа глава американского казначейства пообщался с президентом Дилмой Руссеф и выступил перед студентами-экономистами. Гайтнер подчеркнул, что экономики США и Бразилии схожи и обе зависят от политических решений «стран, находящихся вне региона». Сообщается, что в правительственных офисах он раскрывал скобки: экономические и финансовые интересы обеих стран страдают от валютной политики Китая, старающегося поддерживать заниженный курс юаня.
Это обеспечивает преимущества экспорту товаров из Китая по сравнению с другими конкурентами.
Незадолго до этого в докладе Конгрессу от 5 февраля Гайтнер пожаловался на «недостаточный прогресс» в исправлении Пекином курса юаня, но он в то же время не решился применить к Китаю определение «манипулятор валютой». Очевидно, по той простой причине, что это станет залпом в валютной войне через океан, в которой китайцам есть чем ответить. Вместо этого администрация Барака Обамы взяла направление на обеспечение международной поддержки своим требованиям.
Как сообщает лондонская Financial Times, у Бразилии есть повод беспокоиться по поводу своих торговых и финансовых позиций. Одна из самых быстрорастущих экономик мира, Бразилия, стала местом притяжения для иностранных прямых инвестиций. По данным Всемирного банка, приток капиталов в развивающиеся страны в прошлом году вырос на 40% и достиг 753 млрд. долл. Бразилия возглавляет девятку стран, ставших объектами наибольших иностранных капиталовложений. В результате этого бразильский реал подорожал за последние два года на 38%. Это серьезно затрудняет экспорт бразильских товаров за границу.
Со стороны Китая в Бразилию идут одновременно огромные массы китайских товаров и крупные капиталы. Ныне КНР стала важнейшим торговым партнером Бразилии, и, как опасаются в этой стране, позитивное еще в прошлом году сальдо в торговле с Китаем уже в нынешнем может стать отрицательным. Кроме того, бразильский бизнес во все большей мере страдает от конкуренции с китайскими предприятиями, обосновавшимися в этой стране. Согласно опросу, проведенному среди 1529 бразильских предприятий, 45% из них страдают от конкуренции с действующими в Бразилии китайскими фирмами.
По утверждению западных СМИ, бразильские власти, возглавляемые новым президентом страны Дилмой Руссеф, ныне внимательно относятся к проблеме китайской конкуренции. Если ее предшественник Лула да Силва в своей политике делал упор на жесты солидарности с другими развивающимися странами, то при нынешнем президенте Дилме Руссеф в правительстве наблюдается раскол по вопросу о том, как относиться к торгово-промышленной политике Пекина. В частности, есть достаточно влиятельные фигуры, которые видят в Китае конкурента. Проблемы, создаваемые обменным курсом юаня, отмечал министр финансов Бразилии Гидо Мантега.
По оценке президента Интерамериканского диалога Майкла Шифтера, которую приводит агентство АР, Бразилия и США намерены «использовать китайский вопрос для улучшения своих двусторонних отношений, пострадавших во время глобального экономического кризиса».