В городе Моцарта завершился традиционный зимний марафон, посвященный дню рождения композитора. За полторы недели состоялось двадцать шесть концертов, в которых приняли участие один симфонический и девять камерных оркестров, двадцать пять певцов, два десятка инструменталистов, три хора и полтора десятка дирижеров. Среди них Марк Минковский – через год он возглавит Неделю Моцарта.
Программа фестиваля, которая обычно объявляется более чем за год до открытия и уже, как правило, не меняется, на этот раз не обошлась без корректировок. В первую очередь они касались концертов прославленного Венского филармонического оркестра – провести один из них планировал Чарльз Макеррас, скончавшийся в июле минувшего года. Его сменил, заменив и программу, Луи Лангре: яркий дирижер, чьи трактовки, однако, куда более убедительны, когда он работает с камерными оркестрами или ансамблями старинной музыки. Как, например, прошлым летом в Экс-ан-Провансе, где под управлением Лангре шел «Дон Жуан» в постановке Дмитрия Чернякова. Там в распоряжении маэстро был Фрайбургский барочный оркестр, а вот с «венскими филармониками» в огромном зале дирижер явно чувствовал себя не в своей тарелке.
По состоянию здоровья от участия в двух вечерах отказался Николаус Арнонкур, патриарх аутентичного исполнительства, чья трактовка Скрипичного концерта Альбана Берга обещала стать одним из главных сюрпризов фестиваля. Из солидарности с Арнонкуром не приехал и Гидон Кремер, программа же осталась неизменной. За пульт Венского филармонического оркестра стал 83-летний Герберт Бломстедт, концерт Берга вместо Кремера сыграл Кристиан Тецлафф, да так, что о замене едва ли стоило жалеть. Без малого получасовое сочинение, при первом знакомстве кажущееся рациональным и холодным, пролетело на одном дыхании, поразив истинно малеровским трагизмом – при максимальной камерности, интимности высказывания. Тецлафф вновь оказался одним из главных героев Недели Моцарта, Бломстедт же блеснул не только в концерте Берга, но и в Сороковой симфонии Моцарта. Шедевр, который иной раз уже трудно слушать без нервного смеха, дирижер убедительно представил свободным от груза прежних интерпретаций, консервативных или радикальных.
Наконец, сошел с дистанции и маэстро Марк Минковский, чье исполнение оперы «Пеллеас и Мелизанда» Дебюсси (2007) стало одним из главных московских событий последних лет. Еще накануне его можно было видеть на улицах Зальцбурга за рулем огромного трехколесного велосипеда, но днем позже его сразил грипп. «Музыкантам Лувра–Гренобля» пришлось играть под управлением концертмейстера, и по чудесному звучанию ансамбля догадаться об отсутствии дирижера было практически невозможно. Оно бросалось в глаза в первую очередь потому, что через год именно Минковский станет художественным руководителем Недели Моцарта.
Эта новость особенно интригует потому, что в последнюю пару лет фестиваль стал обретать черты застойности. С 2007 года, когда нынешний худрук Штефан Паули начал менять репертуарную политику форума, его программы поистине поражали воображение: в них Моцарт встречался то с Булезом, Берио и Шенбергом, то с Гайдном, Веберном и Лютославским, то с Бахом, Мессианом и Губайдулиной. Невозможно забыть эти концерты, которыми дирижировали Пьер Булез, Сильвен Камбрелен, тот же Луи Лангре. Подобные сочетания встречаются в афише Недели Моцарта и теперь, однако в поиске их организаторы форума стали забывать собственно о Моцарте.
Нет оснований подозревать их в нелюбви к композитору, чья музыка ежегодно звучит здесь в великолепных исполнениях, составляя минимум две трети репертуара. И все же из более чем шестисот сочинений Моцарта десяток повторяется каждую зиму: через год опять будут звучать симфонии «Юпитер», «Хаффнер», «Линцская», Сороковая, Кларнетовый квинтет, Концерт для кларнета с оркестром, который в третий раз подряд сыграет Йорг Видман... В то же время приглашенным композитором фестиваля станет знаменитый французский мастер Марк Андре, на музыку его и Моцарта поставит новый спектакль всемирно известный хореограф Саша Вальц, а в программах Мицуко Ушиды и Даниэля Баренбойма вновь встретятся Моцарт и Шенберг – плохо ли?
Зальцбург–Москва