Маршал ВВС Индии Хариш Масанд и летчик-испытатель фирмы «МиГ» Михаил Беляев после возвращения на аэродром.
Фото автора
9 февраля на авиабазе индийских ВВС «Елоханка», что расположена в часе езды от столицы штата Карнатака города Бангалор, открывается 8-я международная авиакосмическая выставка Aero India-2011. Она будет работать до 13 февраля, и ее участниками станут 338 компаний из 23 государств. Самые масштабные экспозиции представят Индия (143 компании), США (39 компаний), Германия (30 компаний), Великобритания (21 компания), Италия (19 компаний), Бельгия (12 компаний), Израиль (11 компаний). И конечно, как всегда, ведущие авиационные предприятия России. Их 35.
Отечественная продукция будет представлена в основном в виде тренажеров, макетов, стендов, различной аппаратуры и действующих моделей. Всего 276 экспонатов. Специалисты Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) говорят, что российскую авиационную технику и системы обеспечения полетов, вооружение самолетов и комплексы ПВО в Индии хорошо знают, – военно-техническое сотрудничество наших стран продолжается уже не первое десятилетие. Его объем превысил 40 млрд. долл., на эту страну приходится до трети российского военного экспорта. Мы не только поставляем Дели оружие и боевую технику, но и щедро делимся лицензиями и технологиями их производства, что не делает больше никто. И потому везти «за три моря» большие натурные образцы экономически не очень оправданно.
Можно было бы, наверное, согласиться с такой постановкой вопроса, если бы не одна деталь. По-своему сенсационная. Впрочем, эта сенсация крайне парадоксальна. На авиакосмической выставке в Бангалоре не появится натурный образец одного из самых современных российских истребителей МиГ-35. Парадокс заключается в том, что этот боевой самолет заявлен Россией как участник тендера на поставку Дели 126 средних многофункциональных истребителей по программе MMRCA (Medium Multi-Role Combat Aircraft).
В борьбе за победу в этом конкурсе, обещающей свыше 11 млрд. долл. и загруженность оборонных авиационных предприятий на годы вперед, участвуют шесть боевых машин – американские F/A18E/F Super Hornet фирмы Boeing и F-16IN Super Viper фирмы Lockheed Martin, французский Rafale фирмы Dassault Aviation, европейский Eurofighter EF-2000 Typhoon (фирма EADS), шведский Gripen NG (Saab) и наш МиГ-35. О нем два года назад, во время Aero India-2009, на котором присутствовал автор этих строк, организаторы бангалорского авиашоу, не стесняясь конкурентов, отзывались по радио на всю авиабазу: «absolute best».
Огромные плакаты вдоль дороги на аэродром в «Елоханку» с «портретом» отечественного самолета висели чуть ли не через каждые 10–15 километров. На них красовался девиз: «MiG – with India, for India!» Такие же плакаты, только поменьше размером, были размещены практически во всех журналах и газетах, которые ежедневно выходили в дни работы авиашоу. Фотографии обязательно сопровождались подробными рассказами о тактико-технических преимуществах российского истребителя. А главное, на этом самолете летал в кресле второго пилота очень уважаемый в стране человек – маршал ВВС Индии в отставке Хариш Масанд, тот самый летчик, с которым связано становление индийской боевой авиации. А фигуры высшего пилотажа крутил на истребителе летчик-испытатель фирмы «МиГ» Михаил Беляев – непременный участник и настоящая звезда авиационных салонов в парижском Ле Бурже, лондонском Фарнборо, подмосковном Жуковском...
Неужели отсутствие главной надежды России на победу в многообещающем тендере тоже объясняется прагматичной экономией финансовых средств? В РСК «МиГ» так и говорят. Истребитель МиГ-35, утверждают там, летом прошлого года прошел все необходимые испытания в индийском небе, в том числе и с применением его вооружения. Авиационные специалисты из Дели не одну неделю гостили в Москве, на авиазаводах фирмы «МиГ», знакомились с технологией изготовления этого самолета, с производственным оборудованием, получили всю необходимую документацию, которая позволит им принять правильное решение. И тратить деньги, чтобы еще и еще раз демонстрировать высокие пилотажные качества МиГа на выставке в Бангалоре, особой необходимости нет. Ничего принципиально нового мы не покажем. И возникает вопрос: зачем тогда туда лететь?
Правда, существует и другая точка зрения. Ее недавно высказало индийское издание Strategiс Affairs. В январском номере оно рассказало о неком советнике министра обороны страны, который несколько недель находился в США и якобы гарантировал компании Boeing, что именно ее самолеты F/A18E/F Super Hornet станут победителем тендера MMRCA. Более того, пропажу конфиденциальных документов по этому тендеру, которая случилась несколько месяцев тому назад (потом документы вдруг нашлись), и появившийся «короткий список» финалистов конкурса, куда почему-то не вошел МиГ-35 (его существование потом тоже опровергли), некоторые наблюдатели также связывают с отсутствием российского самолета на Aero India-2011.
МиГ-35 на аэродроме в Бангалоре в 2009 году. Фото автора |
Так это или не так – вопрос открытый. Понятно, что сенсационное отсутствие на выставке в Бангалоре российского истребителя МиГ-35 не скажется на долговременных военно-технических связях Москвы и Дели. Хотя неприятный осадок останется. Тем не менее сотрудничеству двух стран в военной области можно только позавидовать. В индийских ВВС стоят на вооружении многие виды российской боевой техники, в частности, истребители Су-30МКИ, созданные в КБ «Сухой» и произведенные в цехах иркутского научно-производственного объединения «Иркут». По российской лицензии их собирают и на предприятиях HAL (Hindustan Aeronautics Limited). Они в любом случае будут широко представлены на Aero India-2011. Индийские мастера воздушной акробатики непременно продемонстрируют их высокие пилотажные качества в Бангалоре.
То же самое можно сказать и о корабельных истребителях МиГ-29К, которые Москва поставила Дели для модернизирующегося сейчас в Северодвинске авианосца «Викрамадитья». О российском самолете дальнего радиолокационного обнаружения и наведения А-50, на который поставлен израильский круговой антенный комплекс Phalkon, что тоже передан индийским ВВС. О продукции КБ машиностроения, которое вместе с DRDO – Организацией оборонных исследований и разработок Минобороны Индии сделало для индийской армии сверхзвуковую противокорабельную ракету «БраМос». Этот проект, как и многие другие, тоже будет представлен на базе «Елоханка». Подписанный недавно контракт по созданию на базе российского истребителя 5-го поколения Т-50 одноместного самолета 5-го поколения для Индии, который обещает загруженность высокотехнологическим производством десяткам индийских предприятий, что входят в корпорацию HAL, и обладание индийскими ВВС уникальной воздушной мощью – тоже свидетельство доверия, которое существует между двумя странами.
И все же. Российские КБ и оборонные предприятия должны быть, что называется, начеку. Конкуренция за индийский оружейный рынок усиливается с каждым днем. Особенно активны на нем сейчас американские фирмы. После того как Сенат США отменил ограничения на сотрудничество с Дели, не только Boeing и Lockheed Martin, но и другие могущественные корпорации зачастили в Дели, открыли там свои представительства, ищут и находят подходы к высоким правительственным чиновникам и влиятельным людям, пытаются продвинуть на полуостров Индостан свою продукцию. Тем более что Индия взяла курс на диверсификацию военных поставок, справедливо считая, что «незачем складывать все яйца в одну корзину». Американцы даже решили послать на выставку в Бангалор свой истребитель 5-го поколения F-22, чего они до сих пор никогда не делали. Даже своему союзнику Великобритании и ее гостям на аэрошоу в Фарнборо они демонстрировали этот самолет только в воздухе, а не на земле. Но для Индии сделали исключение. На этом фоне отсутствие в Бангалоре МиГ-35 – плохой знак.