Альо-Мари призналась, что недооценивала размах протестов в Тунисе.
Фото Reuters
Министр иностранных дел Франции Мишель Альо-Мари оказалась в центре скандала. Пресса выяснила, что в конце прошлого года во время своего отдыха в Тунисе глава МИДа летала на частном самолете предпринимателя, близкого к экс-президенту бен Али. В это время там уже были в разгаре уличные волнения. Оппозиция посчитала это неприемлемым и настаивает на отставке министра. Сама Альо-Мари отрицает свою вину, заявляя, что имеет право общаться с друзьями во время отпуска.
В среду сатирический еженедельник Canard enchaine опубликовал информацию о том, что глава МИД Франции провела рождественские каникулы в Тунисе вместе с родителями и своим гражданским супругом, министром по связям с парламентом Патриком Оллье. Стоит отметить, что к тому моменту с начала уличных протестов, закончившихся свержением президента Зина аль-Абидина бен Али, прошло уже две недели. Франция тем временем воздерживалась от официальной оценки волнений в Тунисе, за что правительство республики и в первую очередь МИД многократно подвергались критике оппозиции. Семья высокопоставленных чиновников из Франции прибыла в Тунис регулярным рейсом, затем воспользовалась щедростью своего друга, тунисского предпринимателя Азиза Миледа и перелетела на его частном самолете в город Табарка. Там все остановились в отеле, принадлежащем Миледу.
По данным издания, тунисский предприниматель близок в экс-президенту бен Али, точнее, к брату бывшей первой леди Белхасену Трабелси, который контролирует туристический бизнес в стране. По крайней мере Милед фигурирует в списке имен, чьи банковские счета были заморожены властями Швейцарии. Кроме того, он публично выступал в прошлом году в поддержку бен Али и призывал его баллотироваться на очередной президентский срок в 2014 году.
Публикация об отпуске Альо-Мари возмутила французскую оппозицию. Социалисты посчитали, что министр «полностью себя дисквалифицировала» и что «ей больше нет места в правительстве», потребовав от нее уйти в отставку. «Когда вы член правительства, вы не можете использовать частные средства, связанные с такой спорной семьей», – заявила лидер Социалистической партии Мартин Обри, подчеркнув, что это тем более неприемлемо, когда против этой семьи в стране проходит восстание.
64-летняя Альо-Мари, в свою очередь, отказалась покинуть пост. Она возглавила МИД Франции всего 2,5 месяца назад, но занимает министерские должности уже более 8 лет – до этого она была министром обороны, внутренних дел и правосудия. «Если я иногда и отдыхаю в Тунисе, как и миллионы французов, то полностью за свой счет, оплачиваю билеты и отели», – пришлось оправдываться министру в Национальном собрании. В интервью Canal+ министр призналась, что решила не отменять путешествие, даже несмотря на развитие ситуации в Тунисе. «Я не подумала о плохом. Может быть, потому что речь шла о друзьях. У всех есть право иметь друзей», – сказала глава МИД. Ее гражданский муж Патрик Оллье заявил, что Милед вовсе не является членом клана бен Али, а, наоборот, стал жертвой семьи экс-президента. «Конечно, он знаком с бен Али, но сделал состояние своими руками, а семья Трабелси отобрала 20% его авиакомпании», – рассказал он в эфире RTL.
Как бы то ни было, Альо-Мари уже подвергалась жесткой критике в связи с ее реакцией на события в Тунисе, а история с самолетом стала последней каплей. 11 января, уже вернувшись из североафриканской страны, она предложила в Национальном собрании оказать помощь режиму бен Али в подавлении восстания, чем вызвала негодование социалистов. На следующий день ее ведомство подписало документ о поставке в Тунис партии гранат со слезоточивым газом. Позже, уже после изгнания бен Али из страны, Альо-Мари была вынуждена признать, что «французская дипломатия недооценила масштаб недовольства населения режимом». Полемика на этот счет еще не закончена, и главе МИДа придется объясниться с депутатами парламента, пишет Monde.
В целом реакция Франции на события в Тунисе оказалась провальной и ударила по имиджу страны за рубежом, считает французская оппозиция. «Слепота по отношению к тунисскому режиму, даже некоторое попустительство и непонимание современной политики – все это приводит к результату, который сильно ослабляет французскую дипломатию», – сказал экс-премьер-министр Франции, социалист Лоран Фабиус.