Президент Южной Кореи Ли Мён Бак выступил за улучшение отношений с КНДР. Корейские государства могут даже провести саммит. По мнению эксперта «НГ», отказаться от ультиматумов в адрес Севера южнокорейского лидера вынуждают приближение выборов и нажим со стороны США и Китая.
Президент Южной Кореи Ли Мён Бак призвал Северную Корею воспользоваться «хорошим шансом» для улучшения межкорейских отношений, который предоставляют предстоящие переговоры военных представителей обеих сторон. Ли даже сказал, что может принять участие во встрече на высшем уровне с лидером КНДР Ким Чен Иром.
Северокорейская артиллерия в ноябре прошлого года обстреляла южнокорейский пограничный остров, тогда погибли четыре человека. Этот инцидент резко взвинтил напряженность на полуострове. Ныне она пошла на спад после того, как в январе стороны договорились о том, что состоится встреча между военными.
В диалоге, намеченном на 8 февраля, примут участие офицеры в звании полковника. Предполагается, что они договорятся о времени и месте проведения встречи военных более высокого уровня. Но Сеул заявил, что встреча на высоком уровне состоится только в том случае, если Пхеньян признает себя ответственным за два нападения, произошедшие в прошлом году, и даст обещание, что подобное не повторится.
Юг обвиняет Север не только в том, что он обстрелял пограничный остров, но и торпедировал южнокорейский корвет. Тогда погибли 46 человек. КНДР отвергла это обвинение.
«Если Север проявит стремление к искреннему диалогу, а не к военным провокациям, мы можем провести межкорейский диалог, наладить экономический обмен и обсудить шестисторонние переговоры», – заявил Ли Мён Бак.
В шестисторонних переговорах о ядерном разоружении КНДР принимали участие две Кореи, Китай, США, Россия и Япония. Эти переговоры не проходят уже более двух лет. Вашингтон, Сеул и Токио говорят, что для возобновления этих переговоров необходимо, чтобы Север сначала улучшил отношения с Югом.
Перспективу возобновления встреч шести ставят под вопрос высказывания дипломатов и экспертов западных стран при Совете Безопасности ООН. Они утверждают, что КНДР помимо известного ядерного комплекса в Йонбене, возможно, располагает еще и секретными предприятиями, которые могут производить оружейный уран.
Чем же объяснить, что руководитель Южной Кореи вдруг резко смягчил тон своих высказываний о КНДР? Этот вопрос «НГ» задала руководителю Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Александру Жебину. «Нынешняя южнокорейская администрация проводила курс на выдвижение ультимативных требований к Северной Корее как к побежденной стране. Эта политика полностью расходилась с курсом, который проводили два предыдущих президента – Ким Дэ Чжун и Но Му Хен. В то время состоялось два саммита, были подписаны соглашения об экономическом сотрудничестве. Товарооборот достиг почти 2 млрд. долларов. Более 100 южнокорейских фирм приняли участие в работе промышленного комплекса в Кэсоне, в КНДР. Более миллиона туристов с Юга посетили туристический центр в горах Кимгансан. На ряде международных соревнований команды Севера и Юга выходили под одним флагом.
Администрация Ли Мён Бака пошла по иному пути, решив, что договоренности предыдущих президентов слишком выгодны Северу. Она выдвинула предварительные условия, увязав развитие отношений с КНДР с решением ядерной проблемы. Эта линия нашла поддержку США, которые стали проводить в отношении КНДР «стратегию терпения».
Ее суть в том, что в связи с экономическими санкциями ООН и Вашингтона ситуация в КНДР должна обостриться. К тому же стало известно об ухудшении здоровья лидера КНДР Ким Чен Ира. Расчет состоял в том, что это вызовет борьбу за власть, недовольство среди части номенклатуры и волнения среди народа. Словом, режим будет дестабилизирован, а это позволит провести его смену. Но «стратегия терпения» не сработала. В КНДР прошла конференция правящей партии, был выдвинут преемник Ким Чен Ира. К тому же в последние годы на Севере собирали неплохие урожаи.
А между тем в 2012 году в Южной Корее должны состояться президентские выборы. Все говорит о том, что население страны настроено против усиления напряженности, предпочитает возобновление диалога.
С другой стороны, после встречи между президентом США Бараком Обамой и председателем КНР Ху Цзиньтао стало ясно, что не только Пекин, но и Вашингтон не хочет осложнения обстановки на полуострове. Приходит осознание того, что другого решения, кроме диалога, нет. Этим и объясняется примирительный тон выступления президента Республики Корея», – заключил эксперт.