Ракета Shaheen-1 – одно из средств доставки ядерного оружия Пакистана.
Фото Reuters
Исламабад обошел Дели в ядерной гонке и довел число развернутых боезарядов до 100. Попытки США взять под контроль его ядерные силы потерпели неудачу. «Аль-Каида» хочет завладеть расщепляющимися материалами, но, по мнению эксперта «НГ», она не в состоянии провести запуск атомного оружия.
За последние несколько лет Пакистан удвоил число развернутых ядерных боеприпасов. Их число превышает 100. Это стало возможным благодаря тому, что было ускорено производство урана и плутония, а также благодаря созданию новых средств доставки ядерных боезарядов. В результате, по данным американских ученых, которых цитирует газета Washington Post, приблизительный паритет в этой области между Индией и Пакистаном был нарушен. Пакистан обогнал своего потенциального противника – Индию. Гонка вооружений в Южной Азии ставит в двусмысленное положение администрацию президента США Барака Обамы. Ведь она расширяет связи с Индией, в частности по военной линии, и в то же время добивается упрочения отношений с Пакистаном, ключевым союзником в афганской войне.
Однако этот союзник становится все более неуправляемым. Сайт WikiLeaks обнародовал текст выступления эксперта Национального совета по разведывательной информации США Питера Лэйвойе перед чиновниками НАТО в декабре 2008 года. Лэйвойе сказал, что Пакистан делает ядерные бомбы в более быстром темпе, чем любая другая страна мира.
Встревожена и Россия. Ее представитель заявил на прошлой неделе на заседании Центра имени Никсона в США, что, наращивая свой ядерный потенциал в условиях террористической угрозы, Пакистан становится на рискованный путь.
В Исламабаде, однако, подозревают, что США ведут двойную игру. В 2008 году они заключили с Индией соглашение о сотрудничестве в сфере мирного использования ядерной энергии, которое позволяет ей покупать ядерное топливо для АЭС и других невоенных объектов. Пакистан утверждает, что это дает Индии возможность направлять большую часть своих ресурсов на военные цели.
Именно эта американо-индийская договоренность побудила Пакистан увеличить производство ядерного оружия.
О степени недоверия пакистанских военных к Америке говорит заявление командующего сухопутными силами генерала Ашфака Каяни. Он заявил, что настоящая цель американской стратегии состоит в том, чтобы лишить Пакистан ядерного оружия.
В Пакистане армии принадлежит последнее слово в вопросах безопасности. Вряд ли стоит удивляться поэтому, что пакистанский делегат на конференции ООН по разоружению в Женеве обвинил США и другие крупные державы в лицемерии и дискриминации. Столь сильные выражения были пущены в ход потому, что на конференции обсуждается проект Договора о запрещении производства расщепляющихся материалов. Исламабад категорически выступает против этого договора.
Насколько достоверными выглядят сведения, исходящие из США, о резком наращивании ядерных сил Пакистана? Этот вопрос мы задали старшему научному сотруднику Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Владимиру Сотникову. «Технические возможности у Пакистана есть. Еще в 2008 году лондонский Институт стратегических исследований сообщал, что у Индии 60–80 боеприпасов, у Пакистана – 70–90. Весьма вероятно поэтому, что психологически важный барьер в 100 единиц пакистанцы преодолели.
Другое дело, что индийцы могут накопить больше расщепляющихся материалов, так как соглашение с США позволяет им получать топливо и технологии для мирной ядерной энергетики, – сказал эксперт. – Сопоставляя арсеналы двух стран, нужно иметь в виду, что Индия согласилась поставить свои мирные объекты под контроль МАГАТЭ, а Пакистан остался вне сферы международного контроля. Предложение США разделить с ними наблюдение над пакистанскими ядерными силами Исламабад отверг. Словом, сохраняет свободу рук. При этом он оправдывает свою политику тем, что Индия обладает большим превосходством в обычных вооружениях».
Что же до опасений, что пакистанские ядерные средства попадут к террористам, то они преувеличены, считает эксперт. США предоставили партнеру 100 млн. долл. на укрепление безопасности этих средств. Даже если экстремисты завладеют боезарядами, они не сумеют обеспечить их доставку на ракетах или самолетах к цели.
«Угроза заключается в том, что из 120–130 тысяч служащих на ядерных предприятиях ежегодно бесследно исчезает по нескольку человек, – сказал Сотников. – Не перешли ли они к исламистам, чтобы навести их на хранилища с расщепляющимися материалами. Ответа на этот вопрос нет».