Премьер-министр Японии Наото Кан заявил в парламенте страны, что возглавляемое им правительство будет развивать сотрудничество с Россией в сфере экономики и решении проблем региона, но в то же время будет упорно вести переговоры, направленные на решение территориальной проблемы. С заверениями о стремлении всячески добиваться передачи Россией Японии южных Курильских островов выступил также министр иностранных дел Сэйдзи Маэхара, в ближайшее время отправляющийся с визитом в Москву.
Оба японских политика выступили на открытии сессии парламента с заявлениями программного характера. Премьер Наото Кан, находящийся на этом посту уже семь месяцев, высказывался в основном по экономическим темам, так как его правительство столкнулось с проблемой нехватки бюджетных средств для поддержания на плаву социальных программ. В условиях экономического застоя и резко возросшего государственного долга, который к 2012 году достигнет 210% ВВП, правительству остается лишь повысить налоги. Согласия законодателей на эту меру и добивался премьер.
Вместе с тем Кан высказался по такой внешнеполитической теме, как отношения между Японией и Россией. «С Россией, – заявил премьер, – мы будем расширять сотрудничество в экономической сфере, включая разработку природных ресурсов и модернизацию, сотрудничество в Азиатско-Тихоокеанском регионе и в мировом сообществе. Вместе с тем я буду твердо придерживаться базисного курса в наших отношениях, направленного на решение проблемы северных территорий и заключение мирного договора, и вести на этой основе упорные переговоры».
Глава МИД Японии Сэйдзи Маэхара, выезжающий 10 февраля с визитом в Москву, также поддержал тезис о важности всестороннего углубления отношений с Москвой. Вместе с тем он отметил необходимость решения вопроса о Южных Курилах, назвав его «крупнейшей проблемой» в отношениях между Россией и Японией.
«Я приложу усилия к развитию связей с Россией во всех областях для построения таких отношений, которые должны иметь партнеры в Азиатско-Тихоокеанском регионе», – сказал Маэхара. Что касается территориальной проблемы, то он высказался так: «Этот вопрос нужно решить... Я приложу все силы для решения этого вопроса». По его словам, предстоящий визит в Москву он намерен использовать «для проведения плодотворного обмена мнениями» с российской стороной.
Насколько заявления, сделанные японскими политиками, соответствуют известной позиции Токио в отношении России? И есть ли в них признаки реакции на предложение, сделанное ранее президентом РФ Дмитрием Медведевым, сконцентрировать внимание на экономическом сотрудничестве России и Японии и отодвинуть территориальный спор на второстепенное место? Отвечая на эти вопросы, руководитель Центра японских исследований Института Дальнего Востока РАН Валерий Кистанов сказал, что Токио не отступается от своих требований по территориальной проблеме и его позиция по ней не изменилась. Но в то же время оба японских государственных деятеля отделяют экономические вопросы от политических, что само по себе надо приветствовать. Это, можно сказать, полшага навстречу рекомендации, прозвучавшей с российской стороны. Более подробно о нюансах позиции нынешнего правительства Японии можно будет судить по результатам визита Маехары в Россию, считает эксперт.