Нонг Дык Мань (справа) первым поздравил Нгуен Фу Чонга, его преемника на посту генсека КПВ.
Фото Reuters
В Ханое завершил работу XI съезд Коммунистической партии Вьетнама. Генеральным секретарем избран спикер Национального собрания – Нгуен Фу Чонг. Он сменил на этом посту 70-летнего Нонг Дык Маня, руководившего партией с 2001 года. Новый генсек – уроженец Ханоя (1942 г.р.), не однажды бывал в России.
Съезд внес изменения в партийный устав, включив в него понятие демократического централизма, на треть обновил состав ЦК (всего 175 членов, было 150), на четверть – политбюро (всего 14 членов), утвердил программу развития страны «без коррупции и расточительства». В новом составе ЦК не значатся уже бывший генсек, а также нынешний президент страны Нгуен Минь Чиет (68 лет). Они не выдвигались «по достижении преклонного возраста». Пост премьера, судя по всему, сохранит за собой Нгуен Тан Зунг (61 год). Его избрали в состав политбюро.
По традиции, съезды правящей партии (3,3 млн. членов) – событие большой политической важности. Но в отличие от прошлых лет, когда подобные мероприятия проходили в здании в центре Ханоя, напротив мавзолея Хо Ши Мина, нынешний форум собрался «на стороне», во дворце «Мидинь» – ультрасовременном сооружении, которое являет собой не только архитектурный шедевр, но и символ так называемой «эпохи обновления». Или, как говорят вьетнамцы, эпохи «Дой мой».
Она началась в те же годы, что и перестройка в СССР, когда связи между КПСС и КПВ были не просто тесными. Но итоги этих двух великих начинаний совершенно разные. Как говорят сами вьетнамцы, реформы, на которые тогда не решился Горбачев и которые осуществил Ельцин, они провели «по-особому». При этом добавляют, что ничего особенного в их пути нет. Тем не менее в отчетном докладе, с которым выступил Нонг Дык Мань, отмечалось, что к настоящему времени Вьетнам покончил с экономической отсталостью и входит в десятку наиболее динамично развивающихся стран мира (рост ВВП – 7–8% в год). Доход на душу населения вырос с 280 до 1800 долл., а численность самого населения за эти годы увеличилась на 10 млн. человек (сейчас 87 млн.). Страна стала участницей многих международных организаций, в том числе АСЕАН, АТЭС, ВТО┘
Достижения эти хорошо известны. Но известны и законы рынка. Еще до съезда в стране развернулась дискуссия на тему «Как жить дальше». Компартия, удерживая основные рычаги власти, кадровую политику, сознает, что по ходу рыночных реформ в обществе дают себя знать «язвы капитализма», такие как социальное неравенство, буржуазные настроения, страсть к деньгам, коррупция, организованная преступность... Сентябрьский пленум КПВ указал, что теперь предстоит работать «с учетом текущего момента», и выдвинул программу дальнейшего развития под названием «Дой мой-2».
Она и стала ключевой при обсуждении на съезде планов на будущее. Главной задачей остается построение социализма, но на данном этапе – надо заложить фундамент для инновационной экономики и высоких технологий. Единогласно принят документ «Стратегия социально-экономического развития Вьетнама на период 2011–2020 гг.».
В ходе дискуссии оживленно обсуждался вопрос, что называется, на злобу дня: может ли член партии быть капиталистом, согласуется ли коммунистическая идеология с такими, казалось бы, взаимоисключающими понятиями, как частный бизнес и эксплуатация человека человеком. В обновленном уставе теперь записано право бизнесмена вступать в партию, но при условии, что он «не будет эксплуатировать чужой труд». Кстати, большинство вьетнамских предпринимателей не видят необходимости быть членом КПВ и не спешат подавать заявления о приеме.
Не менее остро стоял вопрос о том, может ли заниматься бизнесом такая структура, как армия. К настоящему времени она является крупным собственником земли, заводов, фабрик, банков. Решено, что к 2012 году ВНА передаст все свои коммерческие предприятия другим ведомствам, а сама займется прямыми обязанностями – укреплением обороны.
На съезде также много говорилось о коррупции, которая «разъедает общество», и о «быстром обогащении чиновников». Отмечалось, что строгие наказания в борьбе с этими негативными явлениями приносят плоды. Так, за последние 5 лет перед судом предстали 3284 коррупционера, восемь из них приговорены к высшей мере наказания. В этом плане Международная организация по борьбе с коррупцией Transparency International ежегодно поднимает рейтинг Вьетнама. В 2007 году он был на 123-м месте в списке из 179 стран, а в 2010-м – на 116-м. Для сравнения укажем, по данным той же организации, в декабре 2010 года Россия занимала 154-е место, а годом ранее – 146-е. В 2008 году она была на 147-м месте.