Европейские фондовые биржи вчера отметили падение акций фирм-автопроизводителей. Так рынок прореагировал на решение мэрии столицы КНР Пекина в три раза сократить продажу в городе автомашин. Эта мера принята в целях снижения транспортных проблем в городе, переполненном автотранспортом. Мировые автопроизводители опасаются, что примеру столицы последуют и власти других китайских городов.
Переполох на фондовом рынке и в автобизнесе связан с тем, что европейские автопроизводители, прежде всего немецкие BMW, Volkswagen, Porsche, Daimler, потеряли почти 5% стоимости своих акций, а французская Peugeot – свыше 2%. Это связано с тем, что фирмы преждевременно сделали ставку на растущий китайский рынок. КНР в конце 2009 стала крупнейшим производителем автомашин, а несколько позднее – их самым большим покупателем. Западные фирмы имеют производство в Китае и активно завозят в эту страну свои модели с других заводов.
Теперь автопроизводителям придется считаться с тем, что китайский рынок – «не резиновый». Пример всей стране показала столица. В Пекине с пригородными уездами проживают 22 млн. человек (в том числе 8–9 млн. – мигранты). На них приходится 4,7 млн. автомашин. Это создает такие транспортные и экологические проблемы, с которыми не могут сравниться другие мегаполисы. Разве что Москва.
В Пекине уже построено шесть кольцевых дорог и планируется седьмая. Но они не смогли разгрузить улицы. По оценке ряда китайских архитекторов, это связано с тем, что город застраивался «не на научной основе». В частности, там так же, как и в российской столице, чисто жилые районы отделены от торговых и административных. Между ними всегда большой поток пассажиров.
Проблема транспортных пробок – не единственная для пекинцев. Им приходится жаловаться на плохую экологию – из-за того же автотранспорта и широкого использования каменного угля в отоплении и энергетике. Наблюдаются и перебои в снабжении города водой.
Из всех этих проблем мэрия Пекина первой выбрала все, что связано с автотранспортом. В конце прошлой недели было объявлено, что в будущем году в городе будет выдано лишь 240 тыс. разрешений на покупку автомашин. Это в три раза меньше, чем было продано в текущем году.
В последние дни в автосалонах города был необычайный ажиотаж – многие спешили воспользоваться последней возможностью приобрести машину. Люди интересуются новой схемой покупки разрешений. По слухам, в будущем году они будут продаваться через аукцион. Не исключено, что это приведет к повышению общей стоимости покупки.
Волнуются и производители автомашин в Китае и за рубежом. В КНР целый ряд таких крупных мегаполисов, как Пекин. И они могут пойти по пути столицы и ограничат продажи. Ведь других радикальных путей решения проблемы в условиях Китая не существует. А это, в свою очередь, негативно отражается на состоянии мирового автобизнеса.