Обама пошел на серьезный риск ради улучшения российско-американских отношений.
Фото Reuters
Президент Обама только что сделал то, что не удавалось ни одному американскому президенту с момента окончания холодной войны. Подвергаясь огромному внутриполитическому риску, он вложил значительный политический капитал в улучшение российско-американских отношений, настояв на том, чтобы Сенат Конгресса США ратифицировал Договор о СНВ до конца года. И он победил.
Успех вряд ли можно было гарантировать. На самом деле многие американские исследователи и политические обозреватели полагали, что Обама не слишком привержен идее ратификации, особенно после того, как в ходе промежуточных выборов в Конгресс он, по его собственным словам, потерпел «разгром». Сенатор Кайл, ведущий представитель республиканцев по вопросу ратификации договора, заявил вскоре после того, как он добился от администрации выделения дополнительных 4 млрд. долл. на модернизацию ядерной инфраструктуры Америки, что осталось недостаточно времени для должного рассмотрения договора до конца года. А 10 новоизбранных сенаторов-республиканцев подписали письмо, в котором утверждали, что не следует рассматривать договор до того, как они займут свои кресла в январе. Другие лидеры республиканцев заявляли, что существуют иные законодательные приоритеты – в частности, продление налоговых льгот, принятых при администрации Джорджа Буша-младшего, которые должны были истечь в конце этого года. Это якобы мешало выделить необходимое время на дебаты по СНВ.
Однако Обама не дрогнул перед лицом грозного вызова, брошенного ему республиканцами. Более того, он пошел в неожиданно мощную контратаку. Он добился поддержки своей позиции практически от всех ныне здравствующих государственных секретарей США, включая пятерых, которые работали в администрациях президентов-республиканцев. Министр обороны Роберт Гейтс, который перешел в команду Обамы из администрации Буша, и председатель Объединенного комитета начальников штабов адмирал Майкл Маллен, главный военачальник, сделали сильные публичные заявления, а также в частном порядке добивались скорейшей ратификации. Ярким фактом является заключение Обамой сделки с республиканцами по налоговым льготам, которая вызвала массу протестов со стороны либеральных демократов, выступавших против продления льгот для богатейших американцев. Таким образом, Обама способствовал разгрузке повестки дня и выделению времени для должного рассмотрения Договора о СНВ.
В конце концов Обама заставил республиканцев раскрыть карты, сказав, что они, конечно, могут голосовать против договора, который в определенной мере укрепляет национальную безопасность Америки, при этом не требуя больших затрат. Сенат проголосовал 71 голосами «за» при 26 «против» нового СНВ, обеспечив ему поддержку двух третей сенаторов, как того требует Конституция. Теперь настала очередь России ратифицировать договор, чтобы он смог вступить в силу.
Какие выводы можно извлечь из действий Обамы? Вопреки превалировавшим после промежуточных выборов оценкам, он не слабый президент. Российско-американские отношения важны для него. И он готов идти на риск, чтобы выполнить свои обязательства. Победа Обамы по Договору о СНВ стала кульминацией знакового года для российско-американских отношений, несмотря на шпионский скандал, случившийся этим летом, и недавний эпизод с WikiLeaks. В число достижений помимо прочего входит углубление взаимодействия по Ирану и Афганистану, одобрение российско-американского соглашения о сотрудничестве по мирному атому и значительный прогресс по вступлению России в ВТО.
Часто можно слышать об опасениях Москвы, что перезагрузка – лишь короткий период разрядки в отношениях двух стран, которые все еще рассматривают друг друга как стратегических соперников. Политика и действия Обамы, его очевидная готовность принимать в расчет интересы России по ПРО, расширению НАТО, постсоветскому пространству и Ирану, при том что он добивается поддержки приоритетов американской национальной безопасности, все это указывает на то, что он работает над долгосрочными положительными стратегическими отношениями. По меньшей мере действия Обамы должны обеспечить большее доверие между США и Россией. И хочется надеяться, что Россия сейчас готова идти на больший риск ради улучшившихся отношений и быть более смелой, когда речь заходит об их потенциале. Никто не ожидает, что Россия уступит по своим основным национальным интересам, так же как никто и не ждет этого от США. Но появляется большее, чем многие думали, пространство для разумных компромиссов по целому ряду вопросов, включая архитектуру европейской безопасности и замороженные конфликты на территории бывшего СССР. Если обе страны не предпримут более энергичных попыток развития отношений, отталкиваясь от достижений этого года, это станет стратегической ошибкой.
Вашингтон