Максим Бакиев (слева) помог США сохранить базу «Манас».
Фото ИТАР-ТАСС
В редакцию «НГ» вчера поступил комментарий подрядчика Пентагона – компании Mina Corp. Ltd. в связи с обнародованием доклада Конгресса США по снабжению базы «Манас» в Киргизии. Mina Corp. приводит аргументы в пользу того, что российские власти «всегда знали» о конечном получателе российского авиационного керосина – американских военных.
Напомним, что на этой неделе в Вашингтоне обнародован доклад «Тайна в «Манасе», подготовленный Подкомитетом по национальной безопасности и иностранным делам Палаты представителей. В нем утверждалось, что на протяжении последних лет компания Mina Corp. Ltd. и ее филиал, компания Red Star Enterprises Ltd., обеспечивали большую часть нужд Пентагона в авиационном топливе для войны в Афганистане с российских НПЗ.
В докладе сообщалось, что снабжение осуществлялось, «несмотря на предполагаемый официальный российский запрет на экспорт топлива для военного использования». По документам керосин предназначался гражданской авиации в Киргизии.
В докладе высказывается точка зрения, что ни ОАО «Газпром нефть», ни российское правительство не знали о том, что топливо идет на американские базы «Манас» (Киргизия) и «Баграм» (Афганистан). Однако в Mina Corp. заявляют: «И «Газпром нефть», и российское правительство всегда знали о том, куда и для каких целей поставляется российское авиационное топливо. Иначе никак нельзя объяснить значительное увеличение объемов экспортируемого из России топлива в Киргизию с момента открытия базы в 2001 году».
Между тем в пресс-службе «Газпром нефти» настаивают, что она поставляет авиатопливо для нужд гражданской авиации Киргизии, а «договоренности в отношении поставок топлива центру транзитных перевозок «Манас» отсутствуют».
Представитель Mina Corp. на условиях анонимности рассказал «НГ», что керосин для «Манаса» продавала не только «Газпром нефть», но и другие российские компании. Однако в апреле этого года Россия ввела 30-процентную экспортную пошлину для Киргизии и Таджикистана, и Mina была вынуждена искать других поставщиков. Практически одновременно россияне якобы по политическим причинам сами решили прекратить поставки. «Сейчас Mina почти не получает российского топлива», – заявил собеседник «НГ». Впрочем, по его словам, «очевидно, что «Газпром нефть» намерена сама поставлять топливо на американскую базу, поскольку именно с этой целью она вошла в совместное предприятие с недавно сформированной киргизской государственной компанией».
Но, казалось бы, Пентагон уже определился с поставщиком: Минобороны США проводит тендер по поставкам топлива для «Манаса» раз в год. И в прошлом месяце новый контракт в очередной раз получила Mina. Однако после визита госсекретаря США Хиллари Клинтон в Бишкек выяснилось, что США готовы предоставить упоминавшемуся российско-киргизскому предприятию право на поставку 20–50% топлива для «Манаса». Собеседник «НГ», представляющий интересы компании Mina, предположил, что Госдеп США хочет таким образом укрепить отношения с нынешним правительством Розы Отунбаевой и не допустить потери базы. Достаточно взглянуть на цифры, чтобы понять, насколько масштабным является заправочный бизнес в «Манасе»: ноябрьский контракт Пентагона с Mina тянет примерно на 10% всего бюджета среднеазиатской республики, говорит источник «НГ». Он считает, что поставки топлива на базу «Манас» в обход Mina Corp. могут быть выгодны и россиянам, которые вместе с киргизами якобы включили в цепочку поставщиков с киргизской стороны некую компанию-посредника. Посредник предположительно рассчитывает на маржу 100 долл. с тонны.
Еще один любопытный аспект, затрагивающийся в докладе, связан с обвинениями Mina в коррупции с участием предыдущих правительств Киргизии. Авторы доклада выяснили, что совладелец Mina Corp., гражданин Киргизии Эркин Бекболотов в 2009 году по просьбе Пентагона договаривался с сыном экс-президента Бакиева, Максимом, чтобы тот не закрывал «Манас». Однако, к удовлетворению Mina, конгрессмены так и не нашли доказательств финансовой связи подрядчиков Минобороны США с бакиевским режимом. Сейчас компания надеется очистить свое имя и возобновить сотрудничество с Россией.