Обсуждение российско-американского Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (ДСНВ) завершилось во вторник принятием резолюции о прекращении дебатов, за которую проголосовали не только демократы, но и значительная группа сенаторов-республиканцев. Это открыло путь к ратификации договора.
Ратификация Сенатом США Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений имеет важное значение для России. Документ не только не требует от нашей страны серьезных сокращений своего ракетно-ядерного оружия, но, наоборот, предоставляет возможность его наращивания до тех нормативов, которые в нем закреплены. 700 развернутых носителей плюс 100 на арсеналах и 1550 ядерных боевых блоков. По состоянию на декабрь 2010 года, по официальным данным, за РФ числилось 611 стратегических носителей ядерного оружия и 2769 боевых блоков на них. Причем за Ракетными войсками стратегического назначения – 375 ракетных комплексов, способных нести 1259 ядерных боезарядов. За Военно-морским флотом – 12 стратегических ракетоносцев. Баллистические ракеты, которыми они оснащены, несут 576 ядерных боезарядов. В состав стратегической авиации входит 76 тяжелых бомбардировщиков, вооруженных 844 крылатыми ракетами большой дальности с ядерными зарядами.
Если учесть, что почти половина этого «набора», особенно среди наземных средств сдерживания, будет отправлена в ближайшие годы в отставку, то становится понятно – СНВ не препятствует, а только помогает нам обновлять стратегические силы сдерживания. Хотя и с меньшим количеством боеголовок. Но это в данном случае не принципиально. Кроме того, ДСНВ дает РФ и США шанс установить реальное партнерство, опирающееся не на декларативное, а настоящее доверие друг к другу.
ДСНВ, который в США получил название «Новый СТАРТ» (New START), в течение шести дней был предметом оживленного и временами ожесточенного обсуждения на пленарных заседаниях Сената. При этом республиканцы пытались затянуть ратификацию до новой сессии Конгресса, когда их позиции будут сильнее. Однако лидер демократов в Сенате Гарри Рид напомнил коллегам, что договор был подписан восемь месяцев назад и прошел детальное обсуждение на уровне комитетов Сената. По его словам, финальная часть ратификации переносилась уже 13 раз и больше ждать нельзя.
За резолюцию о прекращении дебатов проголосовало 67 сенаторов, в том числе 11 республиканцев, против – 28. До этого представители республиканской фракции предложили внести несколько поправок в текст ДСНВ. В их числе формулировка, отрицающая взаимосвязь между стратегическими наступательными и стратегическими оборонительными вооружениями (ПРО), предложения об увеличении числа взаимных контрольных инспекций в три раза (с 17 до 54) и о повышении потолка числа носителей стратегического оружия (с 700 до 720 для каждой стороны). Со своей стороны Белый дом отметил, что это «поправки-убийцы» – попытки «подправить» уже подписанный договор возвращают стороны снова за стол переговоров.
Белый дом предупредил сенаторов, что срыв ратификации может отменить «перезагрузку» российско-американских отношений, помешать сотрудничеству двух стран в решении важных международных проблем и вообще скажется на доверии к США в мире. Апеллируя к республиканцам, президент ссылался на пример бывшего президента-республиканца Рональда Рейгана и поддержку ДСНВ со стороны президента Джорджа Буша-старшего.
С другой стороны, Обама сделал шаги навстречу оппонентам. Он направил сенаторам-республиканцам письма с обещаниями реализовать все четыре фазы европейского компонента ПРО США и приступить к крупномасштабной модернизации ядерных сил страны. Перед голосованием президент вел по телефону переговоры с сенаторами, а вице-президент Джозеф Байден и госсекретарь Хиллари Клинтон лично убеждали законодателей в Капитолии. В результате такие влиятельные сенаторы-республиканцы, как Боб Коркер, Ламар Александер, Лайза Мурковски и другие, высказались в поддержку ратификации договора.
Председатель сенатского комитета по иностранным делам Джон Керри назвал прошедшее голосование историческим. Он ожидал, что за ратификацию документа проголосуют минимум 70 сенаторов, так как в «запасе» оставались еще три голоса отсутствовавших сторонников договора (один республиканец и два демократа). Для ратификации документа с учетом болезни одного сенатора требовалось 66 голосов. Вместе с тем ожидалось, что республиканцы добьются отражения их взглядов в ратификационной резолюции, что, однако, не дает им обязательной силы.
Американские СМИ заранее поздравили президента Обаму с крупным успехом. Как пишет New York Times, это будет второй за несколько дней большой победой в отношениях президента с Конгрессом – перед этим Белый дом добился законодательной отмены запрета на прием на военную службу гомосексуалистов.
Вместе с тем газета отмечает высокую цену, которую платит администрация за ратификацию договора. В частности, в свете принимаемых ею программ модернизации ядерных сил и создания ПРО Бараку Обаме станет труднее предпринимать новые шаги по части контроля над вооружениями. И труднее будет добиваться их поддержки Конгрессом. Это касается перспектив ратификации договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и проведения переговоров с Россией о сокращении тактического ядерного оружия.
В 23.00 агенство "Интерфакс" сообщило о том, что Сенат США в вечером 22 декабря ратифицировал российско-американский договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений.