В среду официально приступила к работе Европейская служба внешних связей (ЕСВС). Это событие было приурочено к первой годовщине вступления в силу Лиссабонского договора, ставшего правовой базой для учреждения ЕСВС. Новое дипломатическое подразделение призвано придать Евросоюзу больший вес в европейской и мировой политике.
Для определения конкретной структуры ЕСВС потребовался целый год споров и согласований между Комиссией ЕС, 27 членами сообщества и Европейским парламентом. Но теперь верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон наконец получила необходимый инструмент для формирования и проведения единой внешней политики сообщества. «Тем самым, – заявила она вчера, – мы создаем возможность для европейского ответа на вызовы XXI века. Служба сблизит европейские институты, позволит нам совместно ответить на современные вызовы и позаботиться о всеобъемлющей политике».
Настроение несколько портит все еще не утвержденный бюджет ЕС на 2011 год, что может затруднить развертывание ЕСВС. В ближайшее время новая служба будет насчитывать 5400 дипломатов и служащих. Треть работников ведомства набирают в странах – членах Евросоюза. Две трети переводят из структур Европейского совета и Комиссии ЕС.
Кадровый вопрос вызвал большие трудности. Опасаясь, что их ототрут от внешней политики, восточноевропейские и малые страны ЕС пытались получить квоты в создаваемой службе и ее аппарате. Но было решено отбирать туда только по квалификации. Это не избавило строительство ЕСВС как от открытой, так и подковерной борьбы за влиятельные посты. Прежде всего четырех заместителей Эштон. Как и ожидалось, первым ее замом Берлину удалось сделать Хельгу Шмид, которая работала еще с Хавьером Соланой и в последние годы возглавляла в Брюсселе Центр европейской внешней политики и безопасности. Спор шел и за посты послов или глав диппредставительств ЕС, которые должны работать почти в 200 странах мира.
Но отбор персонала не самое сложное дело, стоящее перед ЕСВС. На внешнеполитическом поле ЕС представлен в разных ипостасях. Во-первых, «совместной внешней политикой и безопасностью». Во-вторых, брюссельская Комиссия ЕС имеет повсюду свои делегации. А государства – члены ЕС как имели, так и будут иметь собственные посольства в других странах, обсуждая с ними не только двусторонние, но и международные вопросы. В Брюсселе и Страсбурге хотели бы с помощью ЕСВС устранить дублирующие структуры. Как заявил внешнеполитический эксперт немецкого ХДС в Европарламенте Эльмар Брок, теперь различные компетенции необходимо связать воедино. По его словам, «крупные задачи в сфере внешней политики больше не могут решаться одними национальными государствами, поэтому нам необходимы для этого соответствующие механизмы».
ЕСВС, конечно, означает некий шаг к общей политике ЕС в сферах международных дел и безопасности. В практическом плане это все еще чрезвычайно трудное дело. Великобритания, Франция, Германия и другие ведущие страны сообщества берегут как зеницу ока свой суверенитет в главных вопросах европейской и международной безопасности, в решении глобальных экономических, финансовых, экологических проблем, не говоря уже о разоружении, нераспространении ОМУ, урегулировании региональных конфликтов и т.д. На ряде направлений политики Евросоюзу все еще далеко до влияния, имеющегося у НАТО.
В любом случае дипломатам ЕС предстоит пройти проверку делом, активностью в решении проблем общеевропейской безопасности и партнерства, облегчении жизни и общения всех европейцев. С началом работы ЕСВС почти совпадает очередной саммит Россия–ЕС, который состоится в Брюсселе 7 декабря. Несомненно, что отношения с Россией, подготовка нового базового соглашения ЕС–РФ, реализация дорожных карт, партнерство по модернизации останутся одним из приоритетных направлений деятельности ЕСВС. А если будет создан Комитет Россия–ЕС по вопросам внешней политики и безопасности, инициативное предложение о котором внесено еще летом Германией, то это будет только способствовать укреплению авторитета и повышению международной компетенции дипломатии ЕС.