Власти считают угрозу теракта в Рейхстаге серьезной.
Фото Reuters
Германия взбудоражена многочисленными сообщениями, предположениями и слухами об угрозе терактов. Правительство призывает население не поддаваться панике, но и не терять бдительности.
В эти дни дополнительные меры безопасности предприняты в аэропортах, на вокзалах и в поездах. Усилен пограничный контроль. В Берлине здание Рейхстага с начала недели оцеплено заграждениями и усиленными нарядами полиции. Его стеклянный купол закрыт для посетителей, где они символически становились как бы высшей властью, наблюдая внизу под собой зал заседаний Бундестага и мелкие фигурки избранных ими законодателей.
Напряжение велико. Даже съезд профсоюза полиции, открывшийся в понедельник в столичном районе Нойкельн, сопровождался особыми приготовлениями. Его проведение внешне не афишировалось. Зал заседаний в гостинице «Эстрел» 2,5 часа проверяли с использованием собак с целью выявления взрывчатки. Посетители и их портфели были подвергнуты досмотру. Сообщается, что и в знаменитом отеле «Адлон», находящемся рядом с Бранденбургскими воротами, на входе установлен магнитометр. Не исключено, что через эти «ворота» придется пройти и главе российского правительства Владимиру Путину. Его ждут в Берлине в пятницу с рабочим визитом, в ходе которого он встретится с канцлерин Ангелой Меркель, а также предположительно примет участие в намеченном в «Адлоне» крупном экономическом форуме.
В отличие от многих европейских партнеров Германию до сих пор Бог миловал, хотя опасность террористических атак на нее возникала не раз. Но сейчас информация об актуальных угрозах буквально обрушилась на немцев. В последние дни появились сообщения о плане нападения на Рейхстаг, вызвавшие в Берлине особые меры безопасности. Пошли слухи и о возможных терактах на рождественских базарах, привлекающих множество людей.
Выступая в понедельник на съезде полиции, министр внутренних дел Томас де Мезьер заявил: «Положение серьезно. Германия находится под прицелом международного терроризма». Оценивать имеющиеся указания об угрозах трудно, но относиться к ним серьезно необходимо, подчеркнул министр. Представитель фракции ХДС/ХСС в Бундестаге Вольфганг Босбах напомнил, что в Германии насчитывается примерно 100 «опасных лиц», в том числе 20 с боевым опытом, полученным в Афганистане. Среди них есть немцы, иностранцы, получившие гражданство ФРГ, иностранцы и люди, перешедшие в ислам. Эти лица, пояснил депутат, занимают радикальные экстремистские позиции, были обучены в террористических лагерях и поддерживают постоянную связь с подозреваемыми в терроризме.
Федеральный канцлер Ангела Меркель и ее кабинет обеспокоены возникающей ситуацией. С одной стороны, она требует от власти конкретных действий по предотвращению любых терактов. С другой, как об этом уже говорила Меркель, не допустить «истерических настроений». К ним можно отнести, например, озвученную политиком ХСС Норбертом Гайсом идею превентивного взятия под стражу упомянутых выше «опасных лиц». Атмосфера террористической опасности отражается в усилившихся проявлениях ксенофобии. Вчера председатель Центрального совета мусульман в Германии Айман Мацуек поведал газете Financial Times Deutschland, что в последнее время его организация получает больше «писем ненависти» и отмечает рост нападений на мусульман и мечети. В этой связи де Мезьер специально подчеркнул, что в актуальных дискуссиях недопустимы «злоупотребления, ставящие мирно живущих мусульман под всеобщее подозрение». Причем в этом с ним согласна даже оппозиция в лице «зеленых» и левых.
В остальном правительство оказалось под огнем критики за архаичную систему спецслужб, путаницу с их полномочиями и задачами, недостаточную подготовку полиции для борьбы с терроризмом, отсутствие единой антитеррористической стратегии. Оказывается, борьбой с терроризмом, выявлением угроз и подозреваемых в ФРГ занимаются 38 разных ведомств. В Берлине срочно поднят вопрос о необходимости реформы ведомств, отвечающих за безопасность и борьбу с террористическими угрозами. Над ними уже с апреля в МВД работала специальная комиссия. Ее идеи предусматривают расширение полномочий Федеральной полиции и возможное создание Федеральной уголовной полиции по образцу американского ФБР. План такой реформы будет представлен в начале декабря министром внутренних дел.