Скандалы преследуют главу французского государства.
Фото Reuters
На этот раз Николя Саркози обвиняют в причастности к коррупционной сделке на поставку подводных лодок в Пакистан в 1994 году, когда он был министром бюджета в правительстве Эдуарда Балладюра. За заключение контракта властям Пакистана регулярно выплачивался откат, часть которого возвращалась во Францию и использовалась для финансирования предвыборной кампании Балладюра. «Дело Карачи» обостряет предвыборную борьбу во Франции и может вылиться в противостояние двух давних политических врагов – Саркози и Доминика де Вильпена.
В Карачи 8 мая 2002 года камикадзе на машине подорвал автобус, в котором погибли 15 человек, в том числе 11 французов – сотрудников госкомпании военного судостроения Франции DCN. Жертвы работали над строительством трех подлодок Agosta, купленных Пакистаном у Франции. Тогда все подозрения пали на «Аль-Каиду», однако в прошлом году основная версия изменилась – теперь речь идет о крупнейшем деле о коррупции в высших эшелонах власти. К нему причастны два президента республики – Николя Саркози и Жак Ширак – и два экс-премьер-министра – Эдуард Балладюр и Доминик де Вильпен.
По данным следствия, теракт мог стать местью пакистанских властей, вызванной решением Ширака прекратить откаты за военный контракт. Регулярные «комиссии» посредникам выплачивались с момента заключения сделки на 850 млн. евро в 1994 году, когда правительство Франции возглавлял Эдуард Балладюр. Часть средств возвращалась во Францию через счета в люксембургских банках и предположительно использовалась для финансирования предвыборной кампании Балладюра. Николя Саркози не только работал министром бюджета в его кабинете, но и был пресс-секретарем и казначеем его президентской кампании, поэтому просто не мог не знать о проводимых махинациях.
В рамках расследования полиция Люксембурга подготовила отчет, согласно которому в 1994 году Саркози руководил оформлением в Великом герцогстве коммерческих структур Heine и Eurolux, через которые было перечислено в Пакистан около 14 млн. евро. Адвокат родственников жертв Оливье Морис уверен в том, что правосудие сможет доказать причастность президента, и требует его отставки. По его мнению, часть откатов возвращалась во Францию и использовалась для финансирования штаба премьер-министра Эдуарда Балладюра, которым руководил Саркози.
Это объясняет, почему Жак Ширак, придя к власти, положил конец коррупционной схеме – он хотел помешать финансированию своего бывшего соперника по выборам. Парадоксально, но Жак Ширак тоже попал под подозрение родственников погибших: его обвиняют в непреднамеренном убийстве. Адвокат Морис утверждает, что руководство DCN предупреждало его о возможных последствиях прекращения взяток, но президент настоял на своем, не предотвратив человеческие жертвы.
Что касается Доминика де Вильпена, главы администрации Ширака, то его пощадили истцы, после того как он обещал выступить свидетелем по делу и рассказать все, что знает о сделке с Пакистаном. Он подтверждает обвинения в адрес Николя Саркози, который, на его взгляд, является «одной из главных проблем Франции» и «позорным пятном на флаге страны».
Сам глава государства держит оборону. Комментируя скандал на саммите НАТО в Лиссабоне, он назвал подозрения необоснованными и пообещал показать суду все необходимые документы. «Государство поможет правосудию, представив все документы, которые понадобятся. Пусть суд делает свою работу, чтобы мне не досаждали политиканскими комментариями, которые не достойны скорби семей, потерявших своих близких», – заявил Саркози. Елисейский дворец распространил коммюнике, осуждающее «инсинуации» и «клевету». «Николя Саркози никогда не был ни руководителем, ни казначеем предвыборной кампании Балладюра. Он был пресс-секретарем», – говорится в сообщении.
Родственники погибших, в свою очередь, ответили, что слова президента звучат как «признание». «Он признал, что существуют документы, которые могут интересовать следствие, но еще не знакомы суду», – заявила дочь одного из погибших в Карачи Магали Друэ. А левая оппозиция потребовала открыть новое парламентское расследование дела.
Впрочем, французские СМИ чуть ли не больше всего интересует политическое измерение «дела Карачи». По мнению многих, скандал станет кульминацией вражды давних соперников – Николя Саркози и Доминика де Вильпена. По крайней мере даст возможность последнему отомстить президенту за «дело Клирстрим» и потопить его на выборах 2012 года.