Срочные дебаты в Парламентской Ассамблее Совета Европы (ПАСЕ) на тему положения цыган и действий по этой проблеме «отдельных политиков» (имелся в виду, конечно же, президент Франции Николя Саркози) закончились принятием сравнительно беззубой резолюции. По существу, парламентарии Европы ограничились призывами к политкорректности по национальному вопросу.
Глава российской делегации в ПАСЕ Константин Косачев отметил, что «излишняя политкорректность стран Евросоюза» помешала работе ассамблеи. Имелось в виду то, что парламентарии не решились обижать затронутую дискуссией национальную делегацию – представителей Франции. Как признавали сами депутаты, ассамблея в очередной раз опоздала с критикой – Евросоюз высказался куда как более жестко и до того, как это сделала ПАСЕ. Более того, стало очевидно, что действительных рычагов влияния на нормализацию проблемы у Страсбурга практически нет. Самый жесткий и дельный пассаж резолюции заключался в поддержке инициативы генсека Совета Европы Турбьерна Ягланда по созыву международного совещания для принятия системы неотложных мер по улучшению положения цыган в Европе и интеграции их в европейское общество.
Между тем в ходе дебатов прозвучало немало критических суждений о действиях французских властей в отношении цыган. По словам члена ПАСЕ Адриана Настаса, ассамблея не должна допускать, чтобы в той или иной европейской стране устанавливали знак равенства между преступностью и социальным обществом, недопустима и «коллективная высылка по этнической принадлежности». Его поддержал грек Димитриус Пападимулис: «Господин Саркози прибег к очень крайним мерам, как за два года до него сделал господин Берлускони».
В тексте резолюции ПАСЕ много места уделено политическим рекомендациям. Так, политикам предлагается не допускать увязывания данных о росте преступности с увеличением числа представителей какой-либо одной этнической или социальной группы и вообще избегать в своих речах негативных стереотипов и критических высказываний в отношении нацменьшинств.
В ответ на критику – прямую и подразумеваемую – французская делегация выступила единым фронтом. Первым высказался глава делегации Жан-Клод Миньон: «Францию не следует обвинять, мы должны думать об ответственности Совета Европы, который начиная с 1993 года не сделал ничего, чтобы улучшить положение цыган. Впрочем, а что сделал Евросоюз? ЕС выделил структурные фонды, но я не знаю, как используются эти фонды. Кто-нибудь что-нибудь сделал, кроме как высказался?» Его поддержал Ролан Мюллян: «Депортация недопустима, но свобода передвижения не подразумевает свободу оседлости». Лоран Беттэй – из парижского пригорода, где как раз много мигрантов, в том числе и цыган, поделился своими наблюдениями: «Эти люди поселились на окраине нашего городка, захватив земли, а поскольку средств к существованию у них не было, они начали нарушать закон». Говоря проще, воровать. Вердикт произнесла Маривон Блондан: «Цыгане не будут жить лучше завтра, если сегодня мы проводим обсуждение этого вопроса в сотый раз, потому что продолжается дискриминация в их собственной стране». Имелась в виду, конечно, Румыния.
Экс-президент Молдавии Владимир Воронин, не понаслышке знакомый с проблемами цыган, прокомментировал по просьбе «НГ» ситуацию: «Не надо кидать камни в сторону одной Франции, нужно выяснить, где и сколько цыган проживает, куда они мигрируют. А что им делать? В Румынии пять миллионов цыган, они выталкиваются куда угодно, во все стороны! В Молдавии проблему цыган давно решают, они больше «не кочуют по Бессарабии», осели, получают образование, участвуют в управлении».
Проблему, по мнению ряда российских экспертов, создает и то, что цыгане вполне могут перекочевать на территорию России. Шансы на это повышаются особенно, если безвизовый режим между Россией и ЕС станет явью. Хотя, по словам сенатора Александра Починка, право въезда в страну без визы не означает автоматическое разрешение на пересечение границы. Он говорит, что Россия вполне может отсеивать нежелательных для нее мигрантов: «Цыгане могут приехать в Россию, но, чтобы избежать насилия или нарушения законов, важно отделять преступников от чистых перед законом граждан и внедрять биометрические паспорта – будет меньше очередей и проще будет идентифицировать приезжающих». Но еще лучше, по мнению Починка, чтобы в странах ЕС была выработана единая миграционная политика, которая приведет к тому, что цыгане в Россию и не потянутся. Но окажется ли это проще для Европы?
Страсбург