В Брюсселе состоялся 13-й саммит ЕС–Китай. Он прошел в атмосфере острых валютных споров. Китайская сторона категорически отвергла требования ревальвации юаня. Вопреки неписаному протоколу таких встреч премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао не принял в среду участия в заключительной совместной пресс-конференции с президентом ЕС Херманом ванн Ромпеем и главой Комиссии ЕС Жозе Мануэлом Баррозу. Официально «из-за недостатка времени».
В Брюсселе не скрывают, что саммит «прошел не легко», его участники договориться не смогли. Ромпей и Баррозу дипломатично сглаживают углы. В их заявлении говорится, что встреча ЕС–КНР выявила «как общности, так и различия в подходах».
Похоже, что в целом саммит оказался бесплодным.
По-прежнему не решен вопрос о полном признании рыночного статуса экономики Китая, а также о снятии эмбарго ЕС на поставки оружия. В Пекине это считают препятствием для дальнейшего развития отношений с ЕС. Но в силу крайне неустойчивой ситуации на валютном рынке главным камнем преткновения на переговорах стал вопрос о китайском юане. Его низкий курс по отношению к доллару объявлен Западом инструментом китайской экспортной экспансии. Требования поднять его прозвучали сначала на состоявшейся на этой неделе в бельгийской столице встрече 48 государств в рамках саммита Европа–Азия. Позже на саммите ЕС–КНР они были предъявлены еще настойчивее. Словесно это преподносилось, конечно, по-разному. Руководители ЕС говорили на переговорах о «значении соразмерных обменных курсов». Попутно позицию обозначали и другие европейские фигуры. Канцлерин Ангела Меркель напомнила, что обменные курсы валют должны иметь «как можно более реалистические стоимости». Люксембургский премьер Жан-Клод Юнкер, встречаясь в Брюсселе в качестве председателя группы стран еврозоны с коллегой из Пекина, упрекал его в том, что «китайский обменный курс занижен». Все это выглядело согласованной тактикой давления на китайскую политику в валютных делах.
Вэнь Цзябао все-таки нашел возможность отдельно изложить ее прессе. Он энергично отверг претензии к юаню. Поддержание его относительной стабильности, объяснил премьер Госсовета, необходимо, чтобы не допустить банкротства многих китайских предприятий и роста безработицы в стране. Иначе также может возникнуть угроза росту глобальной экономики. Поэтому власти Китая нацелены на принятие и реализацию мер по постепенному повышению курса юаня. «Я сказал европейским лидерам, чтобы они не вторили тем, кто требует от Китая переоценки стоимости своей валюты», – подчеркнул Вэнь Цзябао.
Премьер отметил также, что повышение курса евро по отношению к юаню является следствием колебаний обменного курса евро–доллар. «С какой стати вина за это возлагается на Китай?». И порекомендовал обратиться по этому вопросу к США.
Тем временем Вашингтон продолжает давление на Пекин, обвиняя его в смертных валютных грехах. Министр финансов Тимоти Гайтнер озабоченно предупреждает об «ущербной динамике» на валютных рынках. По его словам, все больше стран могут быть вынуждены девальвировать свои валюты, если подобные Китаю страны с преобладающим доходом от экспорта не согласятся на повышение курса своих денег. Гайтнер обвинил Китай в «сильно заниженном» юане, а заодно «некрасивом поведении по отношению к странам, осуществляющим гибкое регулирование и повышающим курс своих валют». Однако профессор Колумбийского университета, лауреат Нобелевской премии по экономике Джозеф Стиглиц в интервью телеканалу Bloomberg отмечает, что хотя курс китайской валюты «не соответствует действительности и требуется корректировка», необходимо четко понимать, что укрепление курса юаня не приведет автоматически к решению проблемы дефицита торгового баланса США.
Высказывания министра финансов США прибавили пищи разгорающимся в последние дни между западными экспертами и в СМИ дискуссиям о «соревновании по девальвации национальных валют», надвигающейся «войне валют» и т.д. Директор-распорядитель МВФ Доминик Строс-Кан сказал в среду в интервью газете Financial Times, что «получает распространение идея использования валют в качестве средства политического давления», хотя попытки подхлестнуть внутренний экономический подъем с помощью валют чреваты угрозой стабильности мирового хозяйства. О «войне валют» предупреждает также бразильский министр финансов Гиду Мантега.
Тем временем продолжается ревальвационное давление на евро, иену и некоторые другие курсы, включая швейцарский франк. Наоборот, доллар США снизился по отношению к японской валюте. Ясно, что валютный рынок лихорадит. И это, очевидно, станет центральной темой начинающейся в эту пятницу ежегодной конференции МВФ.