В Швеции в минувшее воскресенье состоялись очередные парламентские выборы. Правящий правоцентристский альянс утратил абсолютное большинство, однако оппозиционный «красно-зеленый» блок не смог добиться возвращения к власти. При этом между традиционными политическими партиями вклинились ультрапопулисты, впервые добившиеся мандатов в шведском риксдаге. Выборы отмечены высокой активностью: в них приняли участие 82% избирателей.
Согласно итогам голосования, «Альянс за Швецию», созданный четырьмя партиями, совокупно получил 49,2% голосов. Это лучше результата прошлых выборов. Основу альянса составляет консервативная Умеренная коалиционная партия (УКП) премьер-министра Фредерика Райнфельда. У нее рекордный итог в 29,9% с плюсом в 3,7% по сравнению с выборами 2006 года. Но он не спасает. В новом составе риксдага у альянса будет 173 депутата. Всего же их в шведском парламенте 349. Для большинства альянсу не хватает двух мандатов.
Весьма иллюзорными оказались связанные с выборами надежды шведских политиков левого спектра. Социал-демократическая рабочая партия Швеции (СДРПШ), которой шведы десятилетиями доверяли судьбу страны, потерпела жестокое поражение. У одной из авторитетных сил международной социал-демократии и старейшей партии страны всего 30,8% голосов. По сравнению с выборами 2006 года это минус 4,2% и худший итог с 1914 года. В целом оппозиционный блок СДРПШ и зеленых, в котором еще есть Левая партия, получил 43,6% голосов и 156 кресел в риксдаге.
Выборы в Швеции подтвердили тенденцию, проявляющуюся почти везде в Европе: рост популярности экологических партий. Партия защиты природы (ПЗП), как называют себя шведские зеленые, собрала 7,2% голосов, увеличив свой электорат на два процента. Премьер-министр Райнфельд, естественно, желающий восполнить нехватку мандатов, уже сказал, что попробует наладить сотрудничество с зелеными.
Но прежде всего в международных комментариях к шведским выборам звучит озабоченность по поводу 5,6% голосов националистической партии «Шведские демократы» (ШД), впервые преодолевшей существующий в стране четырехпроцентный избирательный барьер. Это отражает другую, тенденцию в странах ЕС, где в одной за другой на политической арене заявляют о себе ультраправые партии и силы. SPIEGEL ONLINE приводит характеристику «демократов», которую дал специалист в области государственного права, бывший главный редактор газеты Dagens Nyheter Андерс Мельборн: «Это не просто правые популисты, а люди неонацистского толка».
До сих пор скандинавская страна, слывущая образцом демократизма и толерантности, была избавлена от подобного парламентского присутствия. Но теперь догнала соседей – Норвегию и Данию, в первой из которых правые популисты являются второй крупнейшей партией стортинга, а в другой оказывают поддержку правительству. Пока премьер-министр Фредерик Райнфельд и его альянс, а заодно и оппозиционный блок отвергают любое сотрудничество с ШД и ее лидером, которого зовут Йимии Окессон.
Но это не меняет нового неустойчивого расклада сил в стортинге. Его чертой стал политический пат. Два основных парламентских блока сохранились и в целом уравновешивают друг друга. Но вот между ними в середине парламентского партера поселились 20 представителей ультраправой ШД. Возникает опасность, что этот «довесок» сможет определять исход некоторых голосований. От него же в случае постановки вопроса о доверии может зависеть даже судьба кабинета. В конце концов по аналогии с опытом ряда стран ЕС и по прошествии некоторого времени нельзя абсолютно исключать сотрудничества консервативных и правоцентристских партий с ШД, всегда в таких случаях оправдываемого «вынужденными обстоятельствами».
Пока же, оценивая итоги выборов и признавая поражение, лидер социал-демократов Мона Салин рисует такую картину: «Правительство потеряло свое большинство, в риксдаге у нас теперь имеется враждебная иностранцам партия и очень неясная ситуация. Фредерик Райнфельд должен объяснить, как будет дальше». И он объяснил: «Шведский народ одарил нас не тем результатом, которого мы хотели, но если иметь в виду выбор между двумя большими блоками, то вывод таков: альянс должен править дальше».