Николя Саркози использовал саммит для того, чтобы покончить с обвинениями Евросоюза в свой адрес.
Фото Reuters
В Брюсселе состоялся однодневный внешнеполитический саммит Евросоюза, в котором приняли участие лидеры и главы МИД 27 стран-членов. Изначально на нем планировалось обсудить стратегию отношений с ключевыми партнерами ЕС, однако официальную повестку дня затмил «цыганский вопрос». Франция решила ответить на угрозы Еврокомиссии начать процедуру дисциплинарного наказания за нарушение законодательства ЕС.
Накануне саммита еврокомиссар по вопросам юстиции и правам европейских граждан Вивиан Рединг подлила масла в огонь, заявив, что политика Франции в отношении цыган – «позор» для всей Европы, так как она напоминает методы, применявшиеся во времена Второй мировой войны. Чиновница пообещала, что решение о санкциях против Франции будет принято в ближайшее время, и она не даст преступать европейские законы. В ответ президент Франции Николя Саркози высказал недоумение в связи с такими «неприемлемыми» заявлениями и предложил Рединг принимать цыган в Люксембурге, ее родном герцогстве. Еврокомиссар была вынуждена «выразить сожаление» в связи с тем, что допустила сравнение депортаций цыган с нацистскими временами. Саркози, хоть и «принял во внимание извинения» Рединг, но пообещал объяснить на саммите, что Франция не нарушает европейское законодательство.
Подавляющее большинство лидеров стран ЕС, включая канцлера ФРГ Ангелу Меркель, поддержали Еврокомиссию, а на сторону Саркози открыто встал только премьер Италии Сильвио Берлускони, который, впрочем, опоздал на саммит из-за аварийной посадки своего самолета. «Проблема цыган – это не только французская проблема. Она касается всех стран Евросоюза. Поэтому ее необходимо включить в повестку дня саммита, чтобы мы смогли все вместе ее обсудить и найти общее решение», – заявил он.
Впрочем, «цыганский вопрос» не был включен в официальную повестку, хоть и превалировал в кулуарах, отметил премьер-министр председательствующей в ЕС Бельгии Ив Летерм. Помимо Франции, лидерам Европы все же удалось обсудить рабочие вопросы: подготовку к приближающимся саммитам со стратегическими партнерами ЕС (США, Китаем, Россией, Южной Кореей и Индией), встрече G20 в Сеуле и другие актуальные проблемы.
Как и ожидалось, саммит прошел без сенсаций – он был посвящен согласованию единой стратегии в преддверии запуска 1 декабря этого года Внешнеполитической службы ЕС.
Главы ЕС достигли консенсуса по соглашению о свободной торговле между Евросоюзом и Южной Кореей, против которого ранее возражала только одна страна – Италия, опасавшаяся за интересы национального автопрома. Договор, который вступит в силу 1 июля 2011 года, отменяет все тарифные ограничения торговли между Европой и Южной Кореей и открывает европейским компаниям новые возможности, которые оцениваются в 19 млрд. евро в год. Планируется, что товарооборот между Южной Кореей и ЕС увеличится в два раза.
Кроме того, страны ЕС потребовали от Израиля продлить мораторий на застройку оккупированных палестинских территорий. По данным агентства Reuters, проект резолюции был внесен по инициативе Франции. «Евросоюз считает необходимым, чтобы обе стороны проявляли спокойствие и воздерживались от любых действий, которые могут негативно повлиять на переговоры. В связи с этим ЕС напоминает, что поселения являются незаконными с точки зрения международного права, и требует у Израиля продления моратория», – говорится в коммюнике.
Помимо внешнеполитических, на саммите не могли обойти вниманием и экономические вопросы. Глава Европейского совета Херман Ван Ромпей представил доклад об усилении экономического управления в Евросоюзе, который был подготовлен специальной группой экспертов. Обсуждая бюджетную дисциплину, членам ЕС не удалось сгладить противоречия: Германия по-прежнему настаивала на введении максимально жестких санкций против государств-нарушителей, тогда как многие страны, включая Францию, возражали против радикальных мер.