Николя Саркози лично побывал на борту «Шарля де Голля».
Фото Reuters
Франция и Великобритания создадут объединенный флот из трех авианосцев, который будет вести постоянное боевое дежурство в море. Такое решение продиктовано необходимостью сократить расходы и увеличить военное присутствие одновременно. Ожидается, что о беспрецедентном плане будет объявлено в Париже в пятницу. Противники проекта настаивают на его нецелесообразности ввиду того, что страны по обе стороны Ла-Манша всегда преследовали разные военные цели.
По данным Times, военно-морские флоты Великобритании и Франции ведут переговоры о совместном использовании своих авианосцев: британских Ark Royal и Illustrious и французского Charles de Gaulle. Таким образом, две страны будут всегда обеспечены как минимум одним из трех авианосцев и одной воздушно-морской группировкой (суда сопровождения, подлодки, самолеты-заправщики) в исправном состоянии. «Договоренность, которая предположительно вступит в силу после объявления, будет гарантировать, что один из трех кораблей будет постоянно патрулировать воды. В настоящее время бывают периоды, когда оба устаревающих британских корабля – Ark Royal и Illustrious – находятся в доке», – пишет издание. Что касается единственного французского авианосца Charles de Gaulle, то он тоже подвержен поломкам. В последний раз он вышел из строя в 2007 году и смог вернуться на воду только спустя два года.
Решение уже было принято на встрече премьер-министра Великобритании Дэвида Камерона и президента Франции Николя Саркози, о нем будет объявлено во время ноябрьского саммита глав государств, уточняет Times. Однако французская Figaro утверждает, что новость об объединении авианосцев станет официальной раньше – 3 сентября министры обороны двух стран обнародуют свой план в Париже.
Борьба с бюджетными дефицитами вынудила многие западные страны сократить военные расходы. В таком контексте европейское сотрудничество в области обороны кажется весьма актуальным, заявил во время своей недавней внешнеполитической речи Николя Саркози. Так, Министерство обороны Франции уже объявило о том, что планирует сэкономить 3,5 млрд. евро. Экономический кризис заставил правительство республики отложить на неопределенный срок строительство своего второго авианосца, которое обошлось бы французам в 3 млрд. евро. Великобритания тоже рассматривает возможность отказаться от постройки двух новых авианосцев класса Queen Elisabeth (водоизмещением более 65 тыс. т), общая стоимость которых составляет 5,2 млрд. фунтов стерлингов. В крайнем случае может быть построен лишь один корабль из двух. Сейчас Королевский ВМФ располагает тремя авианосцами: Ark Royal, Illustrious и Invincible, причем последний выведен из эксплуатации и находится в резерве.
Но, несмотря на экономические преимущества, план совместного использования авианосцев имеет ряд недостатков, главный из которых – историческое различие военных интересов Великобритании и Франции. Гвин Принс, профессор Лондонской школы экономики, отметил: «На первый взгляд совместное с французами использование авианосцев может показаться разумным. Но через минуту размышлений в свете истории прошлого и современной геополитики становится ясно, почему это нецелесообразно». По мнению Times, наиболее тонким моментом при заключении соглашения станет разработка специальных протоколов, регламентирующих поведение сторон при возникновении нештатных ситуаций. В качестве примера приводится конфликт вокруг Фолклендских островов, спровоцировавший военное противостояние между Великобританией и Аргентиной в 1982 году. При этом официально ни одна из сторон не объявляла войны. Специальные протоколы должны описывать и подобную ситуацию, учитывая, что в момент начала конфликта на боевом дежурстве может оказаться французский авианосец.