Лейбористку Джулию Гиллард и консерватора Тони Эббота отличает подход к налоговой и иммиграционной политике и отношение к королеве Елизавете II.
Фото Reuters
Впервые за 70 лет Австралия оказалась без большинства в парламенте – досрочные парламентские выборы, состоявшиеся в субботу, не выявили однозначного победителя. Лейбористская партия во главе с действующим премьер-министром Джулией Гиллард получила 72 места, а оппозиционная коалиция в составе Либеральной и Национальной партии – 70 кресел в парламенте, тогда как для формирования правительства необходимо не менее 76 мандатов. Наблюдатели полагают, что результаты выборов говорят о разочаровании населения политикой Гиллард, которая пробыла у власти меньше месяца.
Окончательные результаты выборов станут известны в течение 10 дней, однако уже сейчас понятно, что Австралию ждет период политической нестабильности. «Избиратели высказали свое мнение, но нам понадобится некоторое время, чтобы понять, что конкретно они имели в виду», – сказала первая за всю историю женщина – премьер-министр Австралии. Однако лидер консерваторов Тони Эббот интерпретирует результаты как провал соперницы: «Очевидно только то, что лейбористы окончательно потеряли большинство, а премьер-министр утратила легитимность».
Интересно, что 48-летняя феминистка Джулия Гиллард сама инициировала досрочные выборы, которые, по ее замыслу, должны были обеспечить ей большинство и поддержку населения благодаря высоким рейтингам. Она пришла к власти 24 июня, после того как, сместив экс-премьера Кевина Радда, возглавила лейбористов. Наблюдатели отмечают, что теперь Гиллард поплатилась за внутрипартийный путч и недобросовестные методы борьбы.
Во время предвыборной кампании Гиллард растеряла заметную долю прежней популярности. Политик знаменита тем, что не верит в Бога, отвергает семейные ценности, никогда не была замужем и не имеет детей – семье она предпочла политическую карьеру. С одной стороны, она сделала ставку на экономические успехи правительства лейбористов: Австралия – единственная страна в мире, на которой не сказался экономический кризис. С другой – Гиллард добилась предварительного соглашения с представителями крупнейших добывающих компаний по поводу налога на аренду минеральных ресурсов – это решение весьма непопулярно среди населения.
Но, пожалуй, самыми спорными были предвыборные обещания премьер-министра сделать из Австралии республику после смерти королевы Елизаветы II. Между тем выборы показали, что инициатива нового премьера не впечатлила избирателей. Австралийцы сохраняют лояльность британской монархии и поддерживают в этом вопросе известного монархиста Эббота.
Лидер консерваторов – во многом противоположность своей соперницы. Католик, семьянин, бывший журналист, он выступает за сохранение традиций, запрет на аборты, сокращение налогов и бюджетных расходов. Правый политик призывает к борьбе с незаконной иммиграцией: опасаясь перенаселения Австралии, он обещает блокировать все суда с прибывающими на материк выходцами из Афганистана и Шри-Ланки и отправлять их обратно.
Как бы то ни было, судьба австралийского правительства не определена. Исход политической борьбы зависит от трех независимых кандидатов и партии зеленых, предварительные переговоры по формированию коалиции с ними уже начались.